1. Цели и задачи освоения дисциплины «Межкультурные коммуникации»
Целью освоения дисциплины «Межкультурная коммуникация» является формирование у студентов:
- основ межкультурной компетентности;
- целостного ( системного) представления о ключевых проблемах, видах и формах межкультурной коммуникации;
- осознания этнокультуры других народов, этнических групп, различных социальных слоев населения Севастополя, Крыма, РФ.;
- понимания социокультурных, психологических, исторических аспектов межкультурной коммуникации, значения и роли стереотипов и культурных норм в межкультурной коммуникации в формате социума.
Задачи учебной дисциплины «Межкультурные коммуникации»
1) сформировать у студентов: понимание сущности процессов межкультурной коммуникации в жизнедеятельности человека, социальных групп и общества; знания объективных социальных закономерностей и особенностей межкультурной коммуникации; умения эффективного кросскультурного взаимодействия и проявления социальной: расовой, национальной, этнической, конфессиональной и др. толерантности;
2) ознакомить студентов: с нормами, правилами и стилями межкультурной коммуникации, наряду с ментальными особенностями и национальными обычаями представителей различных цивилизаций; с механизмами социальных влияний межкультурной коммуникации на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия;
3) научить студентов: планировать профессиональную коммуникацию с учетом социокультурных особенностей коммуникантов; анализировать основные культурно-коммуникативные особенности коммуникантов – представителей других культур в управленческой деятельности;
4) закрепить навыки и развить способности к восприятию информации, использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.
2. Место дисциплины «Межкультурные коммуникации» в структуре ОП ВО
Учебный предмет «Межкультурные коммуникации» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла образовательной программы по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», уровня подготовки - бакалавр. Дисциплина «Межкультурные коммуникации» изучается в шестом семестре. Курс строится на знаниях по ранее изучаемым дисциплинам: «Философия», «Социология», «Психология», «Социальная психология», «Конфликтология».
В дальнейшем знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Межкультурные коммуникации», являются основой для освоения следующих профессиональных и специальных дисциплин: «Основы управления персоналом», «Этика Государственной и муниципальной службы», «Связи с общественностью в органах Государственного и муниципального управления».
3. Требования к результатам освоения по дисциплине «Межкультурные коммуникации»
Процесс изучения дисциплины «Межкультурные коммуникации» направлен на формирование ряда учебных и профессиональных компетенций:
УК - 3 – Способен осуществлять деловую и академическую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном языке (иностранных языках);
УК – 4 - Способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации в процессе академического и профессионального взаимодействия учетом культурного контекста общения на основе современных коммуникативных технологий;
УК – 12 - Способен осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие для реализации своей роли в команде и достижения командных целей и задач;
ПК - 24 - Способен осуществлять межличностные и групповые и организационные коммуникации.
Планируемые результаты обучения по дисциплине:
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Знать:
- современные научные данные о проявлениях, природе и характере действия межкультурных коммуникаций социального субъекта, а также причинно-следственные связи между культурой и коммуникацией;
- основы межкультурной коммуникации: виды, уровни, формы и функции межкультурной коммуникации;
- закономерности и механизмы влияния межкультурной коммуникации на жизнедеятельность личности, социальных общностей, социальных институтов, общества;
- модели межкультурной коммуникации; особенности вербальной и невербальной межкультурной коммуникации;
- важнейшие ценности различных культур, определяющие коммуникативное поведение их носителей;
- историю научного осмысления и становления межкультурных коммуникаций; научные школы и подходы к исследованию межкультурной коммуникации;
- особенности взаимодействия культур и субкультур.
Уметь:
- ориентироваться в теориях, подходах и проблемах межкультурной коммуникации; объяснить наблюдаемые социально-психические факты и явления в системе коммуникаций;
- анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды и выдвигать гипотезы о причинах и механизмах тех или иных социально-психологических проявлений в межкультурных коммуникациях;
- анализировать национальные стереотипы и пути их возникновения, адекватно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения представителей иных культур в вербальной, невербальной, эмоциональной, эмотивной коммуникации;
- осуществлять конструктивную профессиональную и неформальную межличностную коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий с соблюдением этических и межкультурных норм, проявлением расовой, национальной, этнической и религиозной терпимости;
- выявлять элементы собственной культурной идентичности, адаптировать свое поведение к поведению инокультурного собеседника и выбирать оптимальную стратегию и тактику поведения с учётом цели коммуникации и культуры собеседника.
Владеть:
- навыками теоретического анализа основных проблем межкультурной коммуникации;
- методами и приемами практического анализа профессиональных, социокультурных и др. факторов, влияющих на межкультурную коммуникацию в профессиональной сфере;
- навыками и умениями эффективного кросскультурного взаимодействия;
- приёмами установления и ведения продуктивной межкультурной коммуникации;
- методами коммуникативного влияния на социальную среду;
- методами развития собственной коммуникативной сферы.