1. Цели и задачи  освоения дисциплины «Межкультурные коммуникации»

Целью освоения дисциплины «Межкультурная коммуникация» является формирование у студентов:

- основ межкультурной компетентности;

- целостного ( системного) представления о ключевых проблемах, видах и формах межкультурной коммуникации;

- осознания этнокультуры других народов, этнических групп, различных социальных слоев населения Севастополя, Крыма, РФ.;

- понимания социокультурных, психологических,  исторических аспектов межкультурной коммуникации, значения и роли стереотипов и культурных норм в межкультурной коммуникации в формате социума.

Задачи учебной дисциплины «Межкультурные коммуникации»

1) сформировать у студентов:  понимание  сущности процессов межкультурной коммуникации  в жизнедеятельности человека, социальных групп и общества; знания объективных социальных закономерностей и особенностей межкультурной коммуникации; умения эффективного кросскультурного взаимодействия и проявления социальной: расовой, национальной, этнической, конфессиональной и др. толерантности;

2) ознакомить студентов: с нормами, правилами и стилями межкультурной коммуникации, наряду с ментальными особенностями и национальными обычаями представителей различных цивилизаций; с механизмами социальных влияний межкультурной коммуникации на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия;

3) научить студентов: планировать профессиональную коммуникацию с учетом социокультурных особенностей коммуникантов; анализировать основные культурно-коммуникативные особенности коммуникантов – представителей других культур в управленческой деятельности;

4) закрепить навыки и развить способности к восприятию информации, использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.

2. Место дисциплины «Межкультурные коммуникации» в структуре ОП ВО

Учебный предмет «Межкультурные коммуникации» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла образовательной программы по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», уровня подготовки - бакалавр. Дисциплина «Межкультурные коммуникации» изучается в шестом семестре. Курс строится на знаниях по ранее изучаемым дисциплинам: «Философия», «Социология», «Психология», «Социальная психология», «Конфликтология».

В дальнейшем знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Межкультурные коммуникации», являются основой для освоения следующих профессиональных и специальных дисциплин: «Основы управления персоналом», «Этика Государственной и муниципальной службы», «Связи с общественностью в органах Государственного и муниципального управления».

 3. Требования к результатам освоения по дисциплине «Межкультурные коммуникации»

Процесс изучения дисциплины «Межкультурные коммуникации» направлен на формирование ряда  учебных  и профессиональных компетенций:

УК - 3 – Способен осуществлять деловую и академическую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном языке (иностранных языках);

УК – 4 - Способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации в процессе академического и профессионального взаимодействия  учетом культурного контекста общения на основе современных коммуникативных технологий;

УК – 12 - Способен осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие для реализации своей роли в команде и достижения командных целей и задач;

ПК - 24 - Способен осуществлять межличностные и групповые и организационные коммуникации.

Планируемые результаты обучения по дисциплине:

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

- современные научные данные о проявлениях, природе и характере действия межкультурных коммуникаций социального субъекта, а также причинно-следственные связи между культурой и коммуникацией;

основы межкультурной коммуникации: виды, уровни, формы и функции межкультурной  коммуникации;

закономерности и механизмы влияния межкультурной коммуникации на жизнедеятельность личности, социальных общностей, социальных институтов, общества;

модели межкультурной коммуникации; особенности вербальной и невербальной межкультурной коммуникации;

важнейшие ценности различных культур, определяющие коммуникативное поведение их носителей;

историю научного осмысления и становления межкультурных коммуникаций; научные школы и подходы к исследованию межкультурной коммуникации;

особенности взаимодействия культур и субкультур.

Уметь:

 ориентироваться в теориях, подходах и проблемах межкультурной коммуникации; объяснить наблюдаемые социально-психические факты и явления в системе коммуникаций;

анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды и выдвигать гипотезы о причинах и механизмах тех или иных социально-психологических проявлений в межкультурных коммуникациях;

анализировать национальные стереотипы и пути их возникновения, адекватно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения представителей иных культур в вербальной, невербальной, эмоциональной, эмотивной коммуникации;

осуществлять  конструктивную профессиональную и неформальную межличностную коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий с соблюдением этических и межкультурных норм, проявлением расовой, национальной, этнической и религиозной терпимости;

выявлять элементы собственной культурной идентичности, адаптировать свое поведение к поведению инокультурного собеседника и выбирать оптимальную стратегию и тактику поведения с учётом цели коммуникации и культуры собеседника.

  Владеть:

навыками теоретического анализа основных проблем межкультурной коммуникации;

методами и приемами практического анализа профессиональных, социокультурных и др. факторов, влияющих на межкультурную коммуникацию в профессиональной сфере;

навыками и умениями эффективного кросскультурного взаимодействия;

приёмами установления и ведения продуктивной межкультурной коммуникации;

методами коммуникативного влияния на социальную среду;

методами развития собственной коммуникативной сферы.