Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории древнего Востока.

Задачи курса:

1.    Познакомить студентов с основным кругом источников по истории Др. Востока.

2.    Познакомить студентов с историографией истории Др. Востока.

3.    Дать представление о методологических основах изучение истории Др. Востока.

4.    Познакомить студентов с ходом исторического процесса в странах Др. Востока.

 

Предмет дисциплины – изучение истории стран Древнего Востока.

Структурно-логическое место дисциплины в учебном процессе: курс истории Древнего Востока находится в ряду базовых дисциплин курса Всеобщей истории, следует за курсом истории первобытного общества и предваряет курс истории древней Греции.

История Древнего Востока – один из ключевых базовых курсов, который читается на историко-филологическом факультете Филиала МГУ в г. Севастополе (Отделение истории). Без знания этого предмета невозможно формирование полноценного специалиста в области истории: материалы древневосточной истории хорошо иллюстрируют как общие закономерности исторического процесса, так и его особенности в широких хронологических и географических рамках. Культура стран Древнего Востока изучается преимущественно в рамках практических (семинарских) занятий.

 

По окончании изучении дисциплины студенты должны знать:

1.    Закономерности и особенности исторического процесса древневосточных обществ.

2.    Основные термины и понятия курса.

3.    Первичные сведения по историографии и источниковедению Древнего Востока.

4.    Важнейшие достижения культуры народов Древнего Востока.

5.    Роль и место культуры стран Древнего Востока в развитии мировой цивилизации.

 

Они должны уметь (при сочетании теоретического курса с практическими семинарскими занятиями):

1.    Характеризовать любой период в истории стран Древнего Востока. Сопоставлять события, происходившие в разных странах и регионах.

2.    Работать с исторической картой, разными видами источников.

3.    Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.

Подготовить сообщение, доклад, реферат, курсовую работу по избранной теме, излагать их содержание в устной и письменной форме.

Цель и задачи освоения дисциплины.

 Целью освоения дисциплины «Археология» является:

- создание у слушателей на основе археологических источников целостного представления о возникновении и этапах развитии человечества, его материальной и духовной культуры вплоть до эпохи развитого Средневековья.

 

Основные задачи дисциплины:

- общая характеристика археологии как особого раздела исторической науки со специфической методикой, изучающего прошлое человечества преимущественно на основе вещественных источников, или археологических памятников в широком смысле слова;

- формирование у слушателей комплексного знания о доисторических эпохах и об истории тех регионов, прошлое которых реконструируется преимущественно или исключительно на основе вещественных, а не письменных источников. Тем самым предусматривается существенное дополнение информации, получаемой студентами в рамках других общеисторических курсов, теми фактами и концепциями, которые, в силу своей археологической специфики, остаются за рамками этих базовых курсов;

 - демонстрация наиболее важных, ярких и значительных результатов изучения археологических материалов, включая данные раскопок и иных исследований последних лет, открывших множество замечательных памятников всех крупнейших культурно-технологических эпох человеческой истории;

- отражение прогресса археологической науки, выразившегося во введении в научный оборот и широком применении новых методов изучения, датирования и интерпретации вещественных источников, а также в корректировании представлений о закономерностях исторических процессов, протекавших на фоне каменного, бронзового и железного веков.

Содержание курса излагается по разделам, соответствующим общепринятой археологической периодизации: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), энеолит и бронзовый век (ранний, средний и поздний) и железный век (ранний, поздний).

В археологии каменного века особое внимание обращено на синхронизацию собственно археологических данных с основными этапами антропогенеза, а также на экологические факторы в разные периоды становления и развития первобытного общества.

Археологию энеолита и бронзового века организует историко-металлургический подход. Он позволяет проследить общие закономерности в развитии археологических культур энеолита и бронзы, объединенных общностью металлургии.

Археология железного века - это изучение этнических, хозяйственно-культурных и исторических общностей (скифской, сарматской, кельтской, славянской, тюркской и т.д.). В этом же разделе рассмотрены наиболее яркие достижения древневосточной и античной цивилизаций. Особое внимание уделено археологии древней Руси.

Региональная специфика дисциплины заключается в том, что в ней несколько более подробно по сравнению с типовой программой излагается археология Причерноморья в целом и Крыма в частности (в том числе – культур каменного века, эпохи раннего металла и особенно железного века и эпохи Средневековья).

Целью прохождения археологической практики является: закрепление теоретических знаний по курсу «Археология» на основе непосредственного участия студентов в процессе полевых исследований на территории Юго-Западного Крыма (Херсонеса, его хоры и памятников Севастопольского региона).

Задачи учебной производственной археологической практики.

·       Освоение навыков всего комплекса полевых исследований (предварительное обследование памятника и фотофиксация, разбивка на квадраты, послойное удаление грунта, полевая фиксация находок и т.д.).

·       Получение первичных навыков в работе с геодезическими приборами (нивелиром и теодолитом).

·       Ведение дневника практики, как фиксации хода полевых работ.

·       Освоение навыков предварительной камеральной обработки археологических материалов.

·       Знакомство в ходе учебных экскурсий с археологическими памятниками Юго-Западного Крыма.

 Место практики в структуре ОПОП:

Археологическая практика входит основную часть образовательной программы. Учебная археологическая производственная практика реализуется во 2 семестре.

 

Форма проведения практики.

Учебная археологическая проводиться как производственная. Основой практики является непосредственное участие студентов в полевых археологических исследованиях памятников Юго-Западного Крыма (Херсонеса Таврического, его округи, Севастопольского региона). Археологическая практика является полевой, но не предусматривает командирования студентов за пределы места их проживания (административных границ г. Севастополя).

 Место и время проведения практики.

Место проведения – территория Юго-Западного Крыма в административных границах г. Севастополя с базированием в историко-археологической лаборатории кафедры Филиала МГУ в г. Севастополе (г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, 7) и археологической экспедиции Института археологии Крыма РАН.

Сроки проведения учебной практики устанавливаются в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по специальности 46.03.01 «История» Историко-филологического факультета Филиала МГУ в г. Севастополе. Практика проводится по окончании летней экзаменационной сессии II семестра. Продолжительность практики составляет 4 недели.

В случае отсутствия надлежащих условий, лица с ОВЗ проходят практику по индивидуальному заданию руководителя практики при кафедре истории Филиала МГУ в городе Севастополе в установленные сроки.

В 2019-2020 учебному году археологическая практика проводится в  частично дистанционном формате. На базах практики подготовлены условия и средства для проведения учебно-ознакомительной практики. Работа студентов при прохождении практики основана на взаимодействии студента-практиканта и научного руководителя в дистанционной форме с использованием платформы distant и других ресурсов. На сайте https://distant.sev.msu.ru студенты записываются на курс «Археологическая практика», в котором выкладываются основные материалы по практике, в видеоконференции студенты отчитываются по работе в рамках практики. Защита практики проводится в формате видеоконференции с прикреплением материалов (выполнение индивидуальных заданий, отчетов о прохождении практики и дневников студентов).