Общий курс по истории России для всех специальностей кроме историков

Международная конференция "Миф в истории, политике, культуре" посвящена изучению и обсуждению основных тем и проблем изучения мифа.

Курс "История" для студентов по специальности "Управление" охватывает историю России. 

1.     Цель и задачи учебной дисциплины.

 

Основная цель учебной дисциплины «Введение к специальность» дать целостное представление об истории как науке, её роли и месте в общей системе наук; раскрыть её особенности и структуру, рассмотреть объект и предмет, источники, основные принципы и подходы, а также функции и методологию истории, показать единство всемирного исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства и место России в нем.

 

Задачи учебной дисциплины:

-      Заложить основы подготовки будущего историка, способного успешно решать поставленные задачи в рамках направления подготовки «история».

-      Сформировать цельное видение исторического процесса.

-      Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим дисциплинам.

 

Последовательность изучения основных тем учебного курса «Введение в специальность» согласуется с поставленными целями, а также с необходимостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам эволюции духовных ценностей и совершенствованию общества во все периоды истории человечества как главным феноменам развития.

При составлении программы учтен опыт периодизации всеобщей истории как отечественной, так и зарубежной исторической науки (в том числе такого её направления, как «Новая историческая наука» или школа «Анналов»).

 

2.               Место дисциплины в структуре ОП ВО

Программа «Введение в специальность» предваряет изучение базовых дисциплин по отечественной и всемирной истории, закладывает базис для их успешного усвоения студентами.

 

3.               Требования к результатам обучения по дисциплине.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции:

- в соответствии с ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки  46.03.01 История:

•   способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

•   способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

•   способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

- в соответствии с ОС МГУ:

•   владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

•   способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

•   осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

•   способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);

способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

•   стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

•   сознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

•   способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

•   использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

•   готовность уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия  (ОК-11).

 

Общепрофессиональные компетенции:

- в соответствии с ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки  46.03.01 История:

•   владение способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

•   способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК-2).

- в соответствии с ОС МГУ:

•   владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);

 

Профессиональные компетенции:

- в соответствии с ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки  46.03.01 История:

•     научно-исследовательская деятельность:

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

•     организационно-управленческая деятельность:

способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

•     культурно-просветительская деятельность:

способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

•     экспертно-аналитическая деятельность:

способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).

- в соответствии с ОС МГУ:

•   способность анализировать, синтезировать и критически осмысливать информацию на основе комплексных научных методов (СК-7);

•   способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), источниковедения, социальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

•   способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

•   способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8).

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине.

 

Знать:

1.     общие закономерности и основные этапы исторического развития;

2.     основные события мировой истории, их хронологию, историческое значение, выдающихся деятелей;

3.     основную литературу по курсу.

 

Уметь:

 

1.     Использовать технологию работы с большими объемами информации.

2.     Работать с историческими источниками, учебно-методической литературой, картой, понятиями, самостоятельно добывать необходимую информацию по изучаемым проблемам.

3.     Использовать навыки научно-исследовательской работы, проблемно-аналитический подход в обработке информации, умение мыслить исторически, «объёмно». 

4.     Анализировать, логически выстраивать изучение и изложение исследуемого материала.

5.     Отстаивать свою точку зрения, аргументированно, на основе исторических фактов, обосновывать свой взгляд на ту или иную проблему и слышать оппонента, воспринимая другие позиции как альтернативные;

6.     Анализировать исторический материал, опираясь на полученные знания и методические приемы.

7.     Использовать в изучении и анализе исторических процессов ассоциативный ряд;

8.     Находить, знакомиться и работать с дополнительной литературой по курсу.

 

Владеть:

1.     Базовыми навыками исторического мышления, включающими общие понимание исторического процесса в его многообразии и противоречивости.

2.     Основами политической, экономической и правовой грамотности, руководствуясь принципами общечеловеческих духовных ценностей.

3.     Методологическими принципами проведения исторического исследования, основными методами работы с источниками и историографией, навыками написания самостоятельного научного исследования.

 

 

Особенности изучения дисциплины «Введение в специальность» в Филиале  МГУ в г. Севастополе:

 

С учетом географического положения Филиала и потенциальных профессиональных потребностей студентов особое внимание при изучении учебной дисциплины «Введение в специальность» уделяется:

•   концептуальным аспектам существования русской цивилизации, пространственно-временным особенностям и связанным с этим смыслом существования России, проблеме ее продуктивного взаимодействия с другими цивилизациями, ритмам российской истории, особенностям российской геополитики и др. вопросам мировоззренческого порядка;

•   особенностям политики России в Северном Причерноморье, развития Украины и взаимоотношениям России со странами Причерноморья, оказавшим значительное влияние на историю всего Черноморского региона, в свете их взаимовыгодного конструктивного взаимодействия.

 

4. Структура учебной дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

зачетных единиц  2

академических часа 72

лекций  68

семинарских занятий нет

 


Курс "Введение в специальность" включён в список дисциплин по выбору по направлению 46.03.01. "История". Основная цель данного курса — дать целостное представление об истории как науке, её роли и месте в общей системе наук; раскрыть её особенности и структуру, рассмотреть объект и предмет, источники, основные принципы и подходы, а также функции и методологию исто-рии, показать единство всемирного исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства и место России в нем. Задачи курса: 1. Заложить основы подготовки будущего историка, способного успешно решать поставленные задачи в рамках направления подготовки «история». 2. Сформировать цельное видение исторического процесса. 3. Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим дисциплинам. Последовательность изучения основных тем учебного курса «Введение в специальность» согласуется с поставленными целями, а также с необходимостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам эволюции духовных ценностей и совершенствованию общества во все периоды истории человечества как главным феноменам развития. При составлении программы учтен опыт периодизации всеобщей истории как отечественной, так и зарубежной исторической науки (в том числе такого её направления, как «Новая историческая наука» или школа «Анналов»). 2. Место дисциплины в структуре ООП. Программа «Введение в специальность» предваряет изучение базовых дисциплин по отечественной и всемирной истории, закладывает базис для их успешного усвоения студентами.
Курс «История России с древнейших времен до начала XIХ века» включен в список базовых дисциплин по направлению подготовки 46.03.01. "История". 1. Цель освоения дисциплины. Основная цель курса «История России с древнейших времен до начала XIХ века» — изучить историю России, начиная с ее генезиса до образования и расцвета Российской империи в XVIII веке, включая особенности ее становления, эволюции и взаимодействия с другими странами и народами на фоне мировых и европейских процессов в рамках основных направлений: социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, общественная мысль и общественное движение, культура. 
Курс "История южных и западных славян" включен в список базовых дисциплин по направлению подготовки 46.03.01."История" и преподается студентам II-III курсов во время 3, 4 и 5 семестров. Основная цель курса «История южных и западных славян» — изучить историю южных и западных славян в рамках основных направлений: социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, общественная мысль и общественное движение, культура, дав целостное представление об их истории, роли и месте в мировой и европейской истории; показать роль и место курса истории южных и западных славян и в целом славистики в сис-теме исторических наук. Задачи курса: 1. Выявить и раскрыть основные особенности развития южных и западных славян и их вклад во всемирно-исторический процесс. 2. Рассмотреть многообразие путей исторического развития в рамках славянского социума и место каждой из славянских стран в нем. 3. Сформировать цельное видение сложного и многообразного исторического процесса на примере истории славянских народов и государств в рамках миро-вой истории от их зарождения до сегодняшних дней. 4. Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим курсам истории за счет сравнительно-исторического подхода, позволяющего раскрыть исторический материал курса в контексте общеевропейской истории. 5. Заложить основы методологической подготовки будущего историка, способно-го успешно решать поставленные образовательные и исследовательские задачи в рамках курса «История южных и западных славян». Последовательность изучения основных тем учебного курса «История южных и запад-ных славян» согласуется с поставленными целями, а также с необходимостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам эволюции духовных ценностей и совершенствованию общества во все периоды истории человечества как главным феноменам исторического развития. При составлении программы учтен опыт периодизации всеобщей истории как отечественной, так и зарубежной исторической науки. Дисциплина относится к базовой части ООП и входит в профессиональный цикл, позволяя в полной мере использовать все умения и навыки профессионального историка. Курс «История южных и западных славян» органически связан с другими курсами цикла дисциплин всемирной истории: «История средних веков», «История стран Европы и Америки в Новое время», «История стран Европы и Америки в новейшее время». Курс является также существенным дополнением к базовым курсам по истории России. Он позволяет студентам-историкам лучше понять исторические процессы в их смысловом многообразии и применить навыки их максимально всестороннего системного изучения.
Курс "Теория и практика преподавания истории в школе" включен в список базовых дисциплин по направлению 46.03.01. "История". 1. Цель освоения дисциплины. Основная цель данного курса — ознакомление студентов со спецификой работы в школе, особенностями отношений в школьном коллективе, взаимоотношений учителя с классом и каждым отдельным учеником с учетом его возрастно-психологической характеристики, подготовка их к практической деятельности в школе при выполнении функ-циональных задач учителя. Задачи курса: 1. Заложить основы подготовки будущего историка, способного успешно решать поставленные задачи в рамках направления подготовки «история» в школе. 2. Сформировать цельное видение исторического процесса. 3. Обеспечить возможность получения студентами знаний и умений по следующим вопросам: а). Основные концептуальные подходы и практические навыки изучения и использования знаний по истории в конкретной обстановке преподавания истории в школе; б). Общие закономерности и тенденции исторического развития на конкретных исторических примерах в рамках системного исторического знания; в). Работа с информацией на разных уровнях ее осмысления, организации, усвоения и использования, включая принципы анализа поставленных проблем и грамотное владение сравнительно-историческим методом. г) Работа с детским коллективом в условиях решения конкретных образовательных и воспитательных. Последовательность изучения основных тем учебного курса «Теория и практика преподавания в средней школе» согласуется с поставленными целями, а также с необхо-димостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам практического применения знаний по специальности в условиях специфики детского коллектива. Программа дополняет содержание курсов по истории, решая задачу освоения студентами истории как науки на практическом уровне. Практическая сторона этой работы требует особое внимание уделить не столько самим знаниям по истории, сколько умениям и навыкам, с помощью которых они будут осваиваться, передаваться и использоваться. Поэтому в основу рассмотрения данного курса положены проблемы работы с людьми и с информацией для конкретных познавательных задач. Среди них в первую очередь следует выделить такие вопросы, как особенности работы учителя в классе и отношений между учителем и учеником, специфика истории как учебного предмета, методология изучения, усвоения и подачи истории как системного знания; способы ее подачи, типы различных уроков и формы их проведения, основы дидактики на уроках истории и т.п. Курс усвоения методики преподавания истории в школе находится в ряду базовых дисциплин курса подготовки студентов к педагогической деятельности. Особенности изучения «Теории и практики преподавания истории в средней школе» в Филиале МГУ в г. Севастополе: 1. С учетом географического положения филиала и потенциальных профессиональных потребностей студентов предполагается уделить значительное внимание методике преподавания в школе в условиях полиэтничной культурной среды, с учетом исторических и культурных особенностей народов региона. 2. Повышенное внимание предполагается уделить проблемам взаимодействия двух исторических школ: российской и украинской, для формирования научного системного знания, способствующего лучшему пониманию специфики мотиваций и методологических особенностей изучения и подачи исторического материала с учетом национально-исторической доктрины, принятой в системе образования Украины. Исторически сложившиеся особенности развития взаимоотношений между Россией и Украиной требуют большего внимания к проблемам взаимоотношения двух братских народов с целью их общего конструктивного анализа. 3. Предполагается обеспечивать студентов учебными материалами из электронного собрания преподавателя, а также давать им целевую установку на поиск источников и литературы в сети Интернет с указанием важнейших русскоязычных и иностранных сайтов.