Учебный курс "Теория и практика переговорного процесса" направлен на
то, чтобы сформировать навыки самостоятельного, коммуникативно оправданного, научно обоснованного подхода к анализу теоретических и практических вопросов, возникающих в связи с  защитой прав человека и
основных свобод в ситуациях сложных согласований разновекторных интересов
и взаимоисключающих позиций, и адекватно воспринимать и реагировать на
возникающее противодействие, а также профессионально оперировать соответствующими коммуникативными техниками, приемами и практиками по управлению конфликтной коммуникацией с целью обеспечения прав человека, для чего
необходимо эффективное управление дискуссией, применение техник и приемов
убеждающей коммуникации, а также навыков моделирования конструктивных
консенсусных решений.

Учебный курс предназначен для изучения специфики речи журналиста. Исследуется соотношение понятий «информационное пространство» и «лингвокультурное пространство». Изучаются главные особенности медиаречи с точки зрения современного речеупотребления. Исследуется языковая специфика основных средств массовой информации – печати, радио, телевидения. Изучается речевое воздействие, в широком и узком смысле. Прорабатываются когнитивные и логические операции как инструменты речевого воздействия.

         


Дисциплина «Межкультурная коммуникация» относится к базовой части ОПОП подготовки магистров по направлению 42.03.02 «Журналистика» и изучается во 2 семестре магистратуры на дневном отделении.

 

Курс «Межкультурная коммуникация» предполагает получение обучающимися базовой информации о коммуникации в целом и ее специфике в межкультурной, межличностной и массовой области. Большое внимание уделяется характеристике особенностей разных видов коммуникации (вербальной, невербальной и паравербальной) и их роли в межкультурном общении; особенностям взаимодействия культур;  дискурсивной деятельности носителей разных культур. Особенно важным предполагается умение правильно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения в различных культурах.

Полученные знания магистры могут использовать для грамотной разработки дискурсивных стратегий, направленных на успешную коммуникацию, нейтрализацию конфликтных речевых ситуаций, бережное отношение к родной и иным культурам.

 


Целями освоения учебной дисциплины «Редактирование медиатекстов» является усвоение понятий «медиатекст», «язык СМИ» и формирование умений анализировать массмедийный дискурс, а также выработка навыков редактирования медиатекстов. В основе прохождения курса лежит: совершенствование профессиональных навыков будущих журналистов, освоение методов и приемов анализа и редактирования текстов, формирование общекультурных (универсальных) общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие предшествующие дисциплины: Стилистика русского языка, Современный русский язык, Современная медиаречь, Филологический анализ текста.


 

1.                 Цели и задачи учебной дисциплины

Современная медиаречь как учебная дисциплина направлена на подготовку студентов к овладению профессионально необходимыми знаниями и умениями в области публичных выступлений.

Цель изучения дисциплины: повысить уровень общей и коммуникативной культуры будущего журналиста и коммуникативной компетенции студента; формирование умений и навыков ведения профессионального диалога; усилить мотивацию изучения дисциплин филологического цикла.

Задачи изучения дисциплины:

− дать представление о предмете, основных категориях и понятиях риторики, ее культурно-историческом генезисе и месте в системе форм словесной культуры;

− раскрыть общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации; особенности речевого поведения в социально ориентированном общении; дать представление о культурной семантике общения, о специфике речевого поведения перед микрофоном и телевизионной камерой;

− на основе риторического анализа классических образцов и современной практики ораторов, СМИ, писателей формировать у студентов навык практического использования в профессиональной деятельности средств риторики и смежных с нею наук: стилистики, логики, психологии, истории, журналистики и др.


Учебная дисциплина «Основы межкультурной толерантности» относится к циклу гуманитарных дисциплин и предназначена для усвоения студентами основ теории толерантных отношений в области религий, наций и национальностей, а также возникающих в связи с этим этических проблем. Учебный курс имеет своей целью формирование у будущих специалистов знаний и умений анализа, оценки и прогнозирования актуальных проблем социальной жизни и основания навыков толерантного общения в условиях современного общественного развития.


Дисциплина «Специфика научного текста» относится к вариативной части ОП ВО и ориентирована на освоение студентами основных принципов научно-исследовательской работы, имеет методологическое направление и должен помочь студентам овладеть методикой научно-исследовательской работы в области журналистики, этапами выполнения и оформления разных видов учебных научно-исследовательских работ (в том числе курсовых и выпускных квалификационных работ). Это способствует приобретению студентами практических навыков в сфере профессиональной деятельности, развитию способностей самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач.