Дисциплина «История средних веков» относится к базовой части ООП и входит в Профессиональный цикл. Логически и содержательно-методически продолжает дисциплину «История Древнего мира». При освоении данной дисциплины обучающийся уже владеет фундаментальными знаниями по истории Первобытного общества, Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, а также знаком с основами Этнологии и Археологии; умеет подготовить исследовательский текст, проводить его презентацию, вести дискуссию и защищать представленную работу, владеет нормами русского литературного языка, терминологией специальности, первичными навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет, первичными навыками обобщения и систематизации научной информации. Освоение дисциплины «История средних веков» необходимо для дальнейшего профессионального обучения по направлению «История», являясь фундаментальной частью образовательного процесса. Предшествует модулю дисциплин «Новая и новейшая история». Курс органически связан с модулем дисциплин «История России (до ХIХ века)», что обеспечивает полное представление о всемирном историческом процессе.

Целями освоения дисциплины История средних веков являются: предоставление знаний по фундаментальной отрасли исторической науки, направленное на подготовку работника высокой квалификации, способного творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности и осознающего социальную значимость своей профессии; формирование понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества; формирование методологических навыков научных исследований в профессиональной области; обеспечение знаний для обладания универсальными и профессиональными компетенциями.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

    • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
    • владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);
    • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
    • способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин учебного плана (ПК-1);
    • способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
    • знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК-3);
    • способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7);
    • способность к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи и т.п.) (ПК-13);
    • способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма (ПК-14).

Рабочая программа дисциплины составлена на основе: Образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «История» в редакции от 22.11.2011 г. с учетом изменений, внесенных в стандарт в соответствии с приказом ректора МГУ № 501 от 27 мая 2015 г. (далее по тексту ОС МГУ); Положения о рабочей учебной программе дисциплины высшего профессионального образования (квалификаций «бакалавр» и «магистр»), утвержденного Методическим советом Филиала МГУ в г. Севастополе (протокол № 3 от 19 апреля 2018 г.); Типовой программы курса «Вспомогательные исторические дисциплины» (раздел «Палеография»), подготовленной заведующим кафедрой источниковедения Исторического факультета МГУ д.и.н., профессором А.Г. Голиковым и заместителем заведующего кафедрой к.и.н., доцентом Н.Г. Абрамовой.

 

Рабочая программа дисциплины разработана: доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе к.и.н. Хапаевым Вадимом Вадимовичем в 2019 году.

 

 

курсIII

семестр –VI

зачетных единиц 2

академических часов 72, в т.ч.:

лекций – 34 часа

семинарских занятий – нет

Формы промежуточной аттестации: нет

Формы итоговой аттестации: зачет в VI семестре.

1.   Место дисциплины в структуре ОП ВО.

 

Дисциплина «Палеография» модуля «Вспомогательные исторические дисциплины» входит в базовую часть профессионального цикла ОС МГУ по направлению подготовки 46.03.01 «История» (бакалавр). Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана базовыми курсами по направлению подготовки 46.03.01 «История»: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение», «История исторической науки», архивной и библиотечно-археографической практикой.

Изучению курса «Палеография» должно предшествовать освоение студентами курсов «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история». Освоение данной дисциплины осуществляется параллельно с освоением курса «Источниковедение».

Для успешного освоения дисциплины «Палеография» студент должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.

 

Цели и задачи учебной дисциплины.

 

Цель учебной дисциплины:

Формирование у студента системного знания о палеографии как составной части вспомогательных исторических дисциплин, как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания.

 

Задачи учебной дисциплины:

Привить студентам следующие знания и умения:

-        системные знания о методах палеографии в изучении исторических источников в системе современного гуманитарного знания;

-        применять методы палеографии для атрибуции исторических источников: установления авторства, времени и места их создания, подлинности.

 

 

2. Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда компетенций.

 

Универсальные компетенции

 

Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации (УК-1.Б).

Способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации в процессе академического и профессионального взаимодействия с учетом культурного контекста общения на основе современных коммуникативных технологий (УК-4.Б).

Способность осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие для реализации своей роли в команде и достижения командных целей и задач (УК-12.Б).

Способность использовать современные информационно-коммуникационные технологии в академической и профессиональной сферах (УК-13.Б).

 

Общепрофессиональные компетенции

 

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2.Б).

 

Профессиональные компетенции

 

Способность понимать, переводить устно и письменно тексты на классических (древних) языках (ПК-11.Б).

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине.

 

Знать:

 

1. Основные этапы развития глаголической и кириллической письменности.

2. Приемы и методы датировки письменных источников по палеографическим признакам.

 

Уметь:

 

1.  Осуществлять комплексный палеографический анализ письменных источников, написанных кириллицей.

2.  Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.

 

Владеть:

 

a.           общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию.

 

3. Формат обучения – работа с преподавателем в аудитории, самостоятельная работа.

 

4. Объем дисциплины составляет 2 з.е., в том числе 34 академических часа отведенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (аудиторная нагрузка), 38 академических часов на самостоятельную работу обучающихся.


Дисциплина «Историческая география» входит в число дисциплин специализации профиля «История России». Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с базовыми курсами по направлению подготовки 46.03.01 «История»: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение», «История исторической науки».

Изучению курса «Историческая география» должно предшествовать освоение студентами курсов «История России (до ХIХ века; XIX – начала ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков».

Для успешного освоения дисциплины «Историческая география» студент должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.



Цели освоения дисциплины. 

- формирование у студента системного знания об исторической географии как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания, о роли пространственных и климатических факторов в историческом процессе;

- выработка системного знания о методах исторической географии в системе современного гуманитарного знания.



Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


 


  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);

  • владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);

  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);

  • способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3);

  • знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК - 3);

  • способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7);

      

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

     

    Знать:


  1. Роль пространства в историческом процессе.

  2. Значение погодно-климатических факторов в историческом процессе.

  3. Основы истории географии.

  4. Изменение политической карты Восточной Европы  (и России в частности) с древнейших времен до наших дней.

  5. Характер и степень антропогенного воздействия на природу в различные исторические периоды.


Уметь:


  1. Характеризовать роль природных факторов в историческом процессе.

  2. Составлять историко-географические обзоры.

  3. Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.

Владеть:


- общепрофессиональными знаниями теории и методов историко-географических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историко-географическую информацию.