Дисциплина «История средних веков» относится к базовой части ООП и входит в Профессиональный цикл. Логически и содержательно-методически продолжает дисциплину «История Древнего мира». При освоении данной дисциплины обучающийся уже владеет фундаментальными знаниями по истории Первобытного общества, Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, а также знаком с основами Этнологии и Археологии; умеет подготовить исследовательский текст, проводить его презентацию, вести дискуссию и защищать представленную работу, владеет нормами русского литературного языка, терминологией специальности, первичными навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет, первичными навыками обобщения и систематизации научной информации. Освоение дисциплины «История средних веков» необходимо для дальнейшего профессионального обучения по направлению «История», являясь фундаментальной частью образовательного процесса. Предшествует модулю дисциплин «Новая и новейшая история». Курс органически связан с модулем дисциплин «История России (до ХIХ века)», что обеспечивает полное представление о всемирном историческом процессе.
Целями освоения дисциплины История средних веков являются: предоставление знаний по фундаментальной отрасли исторической науки, направленное на подготовку работника высокой квалификации, способного творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности и осознающего социальную значимость своей профессии; формирование понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества; формирование методологических навыков научных исследований в профессиональной области; обеспечение знаний для обладания универсальными и профессиональными компетенциями.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
- владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
- способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин учебного плана (ПК-1);
- способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
- знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК-3);
- способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7);
- способность к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи и т.п.) (ПК-13);
- способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма (ПК-14).
Рабочая программа дисциплины составлена на основе: Образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «История» в редакции от 22.11.2011 г. с учетом изменений, внесенных в стандарт в соответствии с приказом ректора МГУ № 501 от 27 мая 2015 г. (далее по тексту ОС МГУ); Положения о рабочей учебной программе дисциплины высшего профессионального образования (квалификаций «бакалавр» и «магистр»), утвержденного Методическим советом Филиала МГУ в г. Севастополе (протокол № 3 от 19 апреля 2018 г.); Типовой программы курса «Вспомогательные исторические дисциплины» (раздел «Палеография»), подготовленной заведующим кафедрой источниковедения Исторического факультета МГУ д.и.н., профессором А.Г. Голиковым и заместителем заведующего кафедрой к.и.н., доцентом Н.Г. Абрамовой.
Рабочая программа дисциплины разработана: доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе к.и.н. Хапаевым Вадимом Вадимовичем в 2019 году.
курс – III
семестр –VI
зачетных единиц 2
академических часов 72, в т.ч.:
лекций – 34 часа
семинарских занятий – нет
Формы промежуточной аттестации: нет
Формы итоговой аттестации: зачет в VI семестре.
1. Место дисциплины в структуре ОП ВО.
Дисциплина «Палеография» модуля «Вспомогательные исторические дисциплины» входит в базовую часть профессионального цикла ОС МГУ по направлению подготовки 46.03.01 «История» (бакалавр). Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана базовыми курсами по направлению подготовки 46.03.01 «История»: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение», «История исторической науки», архивной и библиотечно-археографической практикой.
Изучению курса «Палеография» должно предшествовать освоение студентами курсов «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история». Освоение данной дисциплины осуществляется параллельно с освоением курса «Источниковедение».
Для успешного освоения дисциплины «Палеография» студент должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.
Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель учебной дисциплины:
Формирование у студента системного знания о палеографии как составной части вспомогательных исторических дисциплин, как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания.
Задачи учебной дисциплины:
Привить студентам следующие знания и умения:
- системные знания о методах палеографии в изучении исторических источников в системе современного гуманитарного знания;
- применять методы палеографии для атрибуции исторических источников: установления авторства, времени и места их создания, подлинности.
2. Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда компетенций.
Универсальные компетенции
Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации (УК-1.Б).
Способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации в процессе академического и профессионального взаимодействия с учетом культурного контекста общения на основе современных коммуникативных технологий (УК-4.Б).
Способность осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие для реализации своей роли в команде и достижения командных целей и задач (УК-12.Б).
Способность использовать современные информационно-коммуникационные технологии в академической и профессиональной сферах (УК-13.Б).
Общепрофессиональные компетенции
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2.Б).
Профессиональные компетенции
Способность понимать, переводить устно и письменно тексты на классических (древних) языках (ПК-11.Б).
Планируемые результаты обучения по дисциплине.
Знать:
1. Основные этапы развития глаголической и кириллической письменности.
2. Приемы и методы датировки письменных источников по палеографическим признакам.
Уметь:
1. Осуществлять комплексный палеографический анализ письменных источников, написанных кириллицей.
2. Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.
Владеть:
a. общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию.
3. Формат обучения – работа с преподавателем в аудитории, самостоятельная работа.
4. Объем дисциплины составляет 2 з.е., в том числе 34 академических часа отведенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (аудиторная нагрузка), 38 академических часов на самостоятельную работу обучающихся.
Дисциплина «Историческая география» входит в число дисциплин специализации профиля «История России». Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с базовыми курсами по направлению подготовки 46.03.01 «История»: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение», «История исторической науки».
Изучению курса «Историческая география» должно предшествовать освоение студентами курсов «История России (до ХIХ века; XIX – начала ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков».
Для успешного освоения дисциплины «Историческая география» студент должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.
Цели освоения дисциплины.
- формирование у студента системного знания об исторической географии как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания, о роли пространственных и климатических факторов в историческом процессе;
- выработка системного знания о методах исторической географии в системе современного гуманитарного знания.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3);
знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК - 3);
способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Роль пространства в историческом процессе.
Значение погодно-климатических факторов в историческом процессе.
Основы истории географии.
Изменение политической карты Восточной Европы (и России в частности) с древнейших времен до наших дней.
Характер и степень антропогенного воздействия на природу в различные исторические периоды.
Уметь:
Характеризовать роль природных факторов в историческом процессе.
Составлять историко-географические обзоры.
Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.
Владеть:
- общепрофессиональными знаниями теории и методов историко-географических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историко-географическую информацию.