Дисциплина «История древнего мира: История Древнего Рима» входит в состав базовой части ОП по направлению подготовки 46.03.01 «История» (бакалавр)». Данная дисциплина является первой в ряду дисциплин по всеобщей истории, читаемых в рамках данной ОП.  

В рамках данного курса предусмотрены практические занятия. Изучив темы практических занятий студенты должны знать основные факты политической истории, периодизацию и хронологию древнего Рима; особенности развития экономики, общественного строя и государства; основные черты и специфику мировоззрения, мифологии, религии и картины мира древних цивилизаций; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древнего Рима; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения древнеримской культуры; распространение древнеримской цивилизации в Средиземноморье, Причерноморье, на Передний Восток и в Центральную Азию; предпосылки возникновения и развития в древнем Риме мировых религий и философских течений, сохранившихся в последующие исторические эпохи; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древнего Рима; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения.

Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории Древнего Рима.

 Задачи курса:

1.       Познакомить студентов с основным кругом источников по истории Древнего Рима.

2.       Познакомить студентов с историографией истории Древнего Рима.

3.       Дать представление о методологических основах изучение истории Древнего Рима.

4.       Познакомить студентов с ходом исторического процесса в Древнем Риме (политической истории, общественного строя, материальной и духовной культуры древнего Рима).



Дисциплина «История древнего мира: История Древней Греции» входит в состав базовой части ОП по направлению подготовки 46.03.01 «История» (бакалавр)». Данная дисциплина является первой в ряду дисциплин по всеобщей истории, читаемых в рамках данной ОП.  

В рамках данного курса предусмотрены практические занятия. Изучив темы практических занятий студенты должны знать 

основные факты политической истории, периодизацию и хронологию древней Греции; особенности развития экономики, общественного строя и государства; основные черты и специфику мировоззрения, мифологии, религии и картины мира древних цивилизаций; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древней Греции; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения древнегреческой культуры; распространение древнегреческой цивилизации в Средиземноморье, Причерноморье, на Передний Восток и в Центральную Азию; предпосылки возникновения и развития в древней Греции мировых религий и философских течений, сохранившихся в последующие исторические эпохи; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древней Греции; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения.

Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории Древней Греции.

 Задачи курса:

1.       Познакомить студентов с основным кругом источников по истории Древней Греции.

2.       Познакомить студентов с историографией истории Древней Греции.

3.       Дать представление о методологических основах изучение истории древней Греции.

4.       Познакомить студентов с ходом исторического процесса в Древней Греции (политической истории, общественного строя, материальной и духовной культуры древней Греции).


Основная цель
учебной дисциплины «Источниковедение истории России» — дать соответствующие
современному уровню развития исторической науки практические знания по
источниковедению истории России в рамках углубленной специализации студента,
информацию о сохранившихся комплексах исторических источников по отечественной
истории и методике работы с ними.
 
Задачи учебной дисциплины:
а) дать студентам представление о корпусе исторических источников по истории России и проблематике их изучения;
б) добиться осознания студентами источника как памятника определенного периода отечественной истории;
в) помочь овладеть методикой источниковедческого анализа на материале источников по истории России.

Дисциплина «История» относится к базовой части основной образовательной программы, входит в общенаучный раздел.

Целью освоения учебной дисциплины «История» является комплексное углубленное представление о ходе исторического процесса и основных этапах развития России, особенностях становления политической системы, экономики, а также культурного потенциала народов России; получение базового набора теоретических и фактических знаний по истории зарубежных стран в новейшее время. В Части 2 дисциплины изучаются вопросы истории России в XIX - XX веках.


Дисциплина «История» (Часть 1) относится к базовой части основной образовательной программы, входит в общенаучный раздел.

Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью освоения учебной дисциплины «История» является комплексное углубленное представление о ходе исторического процесса и основных этапах развития России до конца XVIII в., особенностях становления политической системы, экономики, а также культурного потенциала народов России.

Задачи учебной дисциплины:

- раскрыв всю сложность исторических процессов, происходивших в России до конца XVIII в., 

- показать оригинальные черты российской цивилизации;

- продемонстрировать роль и место России в мировой истории;

- расширить кругозор и общую эрудицию студентов;

- привить студентам вкус к гуманитарным исследованиям.

 Планируемые результаты обучения по дисциплине:

 Знать: особенности и закономерности исторического развития России;

ход политического, экономического и культурного строительства России до конца XVIII в.; историю формирования цивилизационного своеобразия страны; место и роль России в мировой цивилизации.

 Уметь:  сопоставлять российскую цивилизационную модель с другими цивилизациями; выявлять традиционные для России черты её исторического развития; оценивать влияние этих черт на трансформационные процессы, происходившие в России в прошлом и реализующиеся в наше время; работать с исторической картой, разными видами источников.

 Владеть: основами знаний по истории России, стран Европы и Америки в новейшее время; навыками применения полученных знаний в сфере своей профессиональной деятельности.


Рабочая программа составлена на основе:

 

- образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «История» в редакции от 22.11.2011 г. с учетом изменений, внесенных в стандарт в соответствии с приказом ректора МГУ № 501 от 27 мая 2015 г. (далее по тексту ОС МГУ);

- Положения о рабочей учебной программе дисциплины высшего профессионального образования (квалификаций «бакалавр» и «магистр»), утвержденного Методическим советом Филиала МГУ в г. Севастополе (протокол № 1-15 от 2 марта 2015 г.);

- типовой учебной программы модуля дисциплин «История древнего мира», разработанной: заведующим кафедрой истории древнего мира Исторического факультета МГУ д.и.н., профессором С.Ю. Сапрыкиным; зам. зав. кафедрой истории древнего мира к.и.н. доцентом О.В. Томашевич; д.и.н., профессором кафедры истории древнего мира И.Л.Маяк; к.и.н., доцентом кафедры истории древнего мира И.А. Ладыниным; к.и.н., доцентом кафедры истории древнего мира А.В. Стрелковым; с.н.с. кафедры истории древнего мира Н.В.Бугаевой.

 

Рабочая программа разработана:

 

- доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе к.и.н. Ушаковым Сергеем Владимировичем;

- доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе к.и.н. Хапаевым Вадимом Вадимовичем.

1. Цель и задачи освоения дисциплины.

 

Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории Древнего мира.

 

Задачи курса:

1.   Познакомить студентов с основным кругом источников по истории древнего мира.

2.   Познакомить студентов с историографией истории Древнего мира.

3.   Дать представление о методологических основах изучение истории древнего мира.

4.   Познакомить студентов с ходом исторического процесса в странах древнего мира (политической истории, общественного строя, материальной и духовной культуры древнейших цивилизаций Переднего и Дальнего Востока, Южной Азии, цивилизаций древней Греции и древнего Рима).

 

2. Место дисциплины в структуре ООП.

 

Дисциплина «История древнего мира» входит в состав базовой части ООП по направлению подготовки «История». Данная дисциплина является первой в ряду дисциплин по всеобщей истории, читаемых в рамках данной ООП. Логически и содержательно она связана с базовыми курсами по направлению подготовки «История»: «Археология», «Этнология и социальная антропология», «История первобытного общества», «История Средних веков».

Приступающий к изучению дисциплины «История древнего мира» должен уметь читать литературу на иностранных языках; необходимым является также базовое знание латинского языка, получаемое на протяжении 1-2 семестров.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

          Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

·       владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);

·       владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);

·       способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);

·       способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин учебного плана (ПК-1);

·       способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);

·       знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК - 3);

·       способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7);

 

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:            основные факты политической истории, периодизацию и хронологию древнего Востока, древней Греции и древнего Рима; особенности развития экономики, общественного строя и государства; основные черты и специфику мировоззрения, мифологии, религии и картины мира древних цивилизаций; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древнего Востока, древней Греции и древнего Рима; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения древневосточной, древнегреческой и древнеримской культур; распространение древнегреческой и древнеримской цивилизаций в Средиземноморье, Причерноморье, на Передний Восток и в Центральную Азию; предпосылки возникновения и развития на древнем Востоке, в древней Греции и в древнем Риме мировых религий и философских течений, сохранившихся в последующие исторические эпохи; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древнего Востока, древней Греции и древнего Рима; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения древних обществ.

 

Уметь:          ориентироваться в научных терминах и категориях, введенных в рамках данной дисциплины и использовать их в ходе освоения других дисциплин и в самостоятельной работе; применять знание фактического материала по данной дисциплине при изучении других дисциплин и в самостоятельной работе, в том числе при междисциплинарном сравнительном анализе; выявлять взаимосвязь между явлениями истории и культуры древнего Востока, древней Греции и в древнего Рима и средневековья.

 

Владеть:        навыками интерпретации источников разных типов и видов, рассмотренных в рамках данной дисциплины; навыками применения к фактическому материалу исследовательских категорий и терминов, рассмотренных в рамках данной дисциплины; основными методологическими принципами и методическими приемами, охарактеризованными в рамках данной дисциплины; представлением о спектре исследовательских проблем в современном изучении древнего Востока, древней Греции и древнего Рима, охарактеризованном в рамках данной дисциплины.



Дисциплина относится к вариативной части ООП и входит
в число дисциплин по выбору студента. Курс «История Крыма» является дополнением
к курсу истории России. Данный курс позволяет студентам в процессе его изучения
лучше понять исторические процессы в их смысловом многообразии и применить
навыки их максимально всестороннего системного изучения. 
 Цели и задачи учебной дисциплины.
 Основная цель учебной дисциплины «История Крыма» — дать целостное представление об истории развития Крымского полуострова с древнейших времен до воссоединения Крыма с Россией в 2014 г.; рассмотреть историю полуострова в рамках основных направлений: социально-экономическое развитие, политическая история, культура в контексте отечественной и мировой истории.
 Задачи учебной дисциплины:
-          раскрыть  многогранность, сложность и противоречивость событий и явлений новейшей истории на постсоветском пространстве, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой. Выявить и раскрыть основные особенности развития Крыма в контексте  всемирно-исторического процесса;
-          Сформировать цельное видение сложного и многообразного исторического процесса на примере истории Крыма в рамках мировой истории;
-          Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим гуманитарным курсам за счет сравнительно-исторического подхода, позволяющего  раскрыть исторический материал курса в контексте общемировой истории и культуры.

Дисциплина «История» относится к базовой части основной образовательной программы, входит в общенаучный раздел.

Часть 3 дисциплины «История» изучается в V семестре. Курс опирается на базовые знания, приобретённые студентом в средней школе, и обеспечивает надлежащий уровень общегуманитарной подготовки будущего выпускника-бакалавра.

 Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью освоения части 3 учебной дисциплины «История» является комплексное углубленное представление о ходе исторического процесса и основных этапах становления различных политических систем, экономики, а также культурного потенциала стран Европы и Америки в 20 в.; получение базового набора теоретических и фактических знаний по истории зарубежных стран в новейшее время.

Задачи учебной дисциплины:

- дать представления студентам о социально-экономическом развитии и политической истории стран Европы и Америки в новейшее время, особенностях политического строя в различных странах Европы, развитии науки и культуры западных стран в XX веке;

- расширить кругозор и общую эрудицию студентов;

- привить студентам вкус к гуманитарным исследованиям.

  Планируемые результаты обучения по дисциплине:

 Знать: закономерности и особенности исторического процесса в странах Европы и Америки в новейшее время; важнейшие достижения западной культуры в новейшее время.

 Уметь:  характеризовать любой период в истории стран Европы и Америки в новейшее время; работать с исторической картой, разными видами источников.

 Владеть: основами знаний по истории стран Европы и Америки в новейшее время; навыками применения полученных знаний в сфере своей профессиональной деятельности.


Межфакультетский курс «Гражданское население в противодействии идеологии терроризма» подготовлен в соответствии с требованиями пунктов 2.3 и 4.6 «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы».

Целью освоения учебной дисциплины является: обучить базовому набору теоретических и фактических знаний форм и методов противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма.

Задачи учебной дисциплины состоят в получении студентами знаний по следующим вопросам:

-          Религиозный и политический экстремизм и терроризм: сущность, истоки, разновидность;

-          Исламский фундаментализм: понятие, идейные истоки, сущность, стратегия и тактика деятельности в современных условиях;

-          Особенности «Цветных революций» как политического инструмента по влиянию на внутриполитические процессы в РФ. Возможные проявления механизмов реализации целей «Цветных революций» на территории Крыма и г. Севастополя;

-          Основные формы и методы противодействия распространению религиозной и политической экстремистской идеологии.

Планируемые результаты обучения по дисциплине.

Знать:

1.      необходимый объем сведений о становлении и организации деятельности основных исламистских фундаменталистских и экстремистских группировок, партий и движений, приоритетных направлениях их деятельности на территории РФ и различных стран мира;

2.      основные методы противодействия распространению религиозной и политической экстремистской и террористической идеологии на территории Крыма и г. Севастополя.

 Уметь:

1.        распознавать основные признаки подготовки к реализации проектов «цветных революций;

2.        ориентироваться в научных терминах и категориях, введенных в рамках данного курса и использовать их в ходе освоения других дисциплин и в самостоятельной работе;

3.        применять знание фактического материала по курсу при изучении других дисциплин и в самостоятельной работе, в том числе при междисциплинарном сравнительном анализе; критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.

 Владеть:

1.    навыками противодействия проведению информационных кампаний по распространению идеологических установок экстремистскими и террористическими организациями;

2.    навыками интерпретации источников разных типов и видов, рассмотренных в рамках данного курса;

3.    представлением о спектре исследовательских проблем в современном изучении вопросов противодействия идеологии терроризма, охарактеризованном в рамках данного межфакультетского курса.

Содержание дисциплины по темам (разделам):

Введение. Предмет, объект, структура и методология исследования курса «Гражданское население в противодействии идеологии терроризма»

Раздел 1. Религиозный и политический экстремизм и терроризм: сущность, истоки, разновидность.

Раздел 2. Исламский фундаментализм: понятие, идейные истоки, сущность, стратегия и тактика деятельности в современных условиях.

Раздел 3. Особенности «Цветных революций» как политического инструмента по влиянию на внутриполитические процессы в РФ. Возможные проявления механизмов реализации целей «Цветных революций» на территории Крыма и г. Севастополя.

Раздел 4. Основные формы и методы противодействия распространению религиозной и политической экстремистской идеологии.

 Объём дисциплины составляет:

академических часов – 72, в т.ч.:

лекций – 36 ч.;

самостоятельная работа – 36 ч.

Формы итоговой аттестации: зачет.

 Автор программы - доцент, к.и.н. Мартынкин Андрей Владимирович.