- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Дисциплина «История древнего мира: История Древнего Рима» входит в состав базовой части ОП по направлению подготовки 46.03.01 «История» (бакалавр)». Данная дисциплина является первой в ряду дисциплин по всеобщей истории, читаемых в рамках данной ОП.
В рамках данного курса предусмотрены практические занятия. Изучив темы практических занятий студенты должны знать основные факты политической истории, периодизацию и хронологию древнего Рима; особенности развития экономики, общественного строя и государства; основные черты и специфику мировоззрения, мифологии, религии и картины мира древних цивилизаций; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древнего Рима; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения древнеримской культуры; распространение древнеримской цивилизации в Средиземноморье, Причерноморье, на Передний Восток и в Центральную Азию; предпосылки возникновения и развития в древнем Риме мировых религий и философских течений, сохранившихся в последующие исторические эпохи; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древнего Рима; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения.
Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории Древнего Рима.
Задачи курса:
1. Познакомить студентов с основным кругом источников по истории Древнего Рима.
2. Познакомить студентов с историографией истории Древнего Рима.
3. Дать представление о методологических основах изучение истории Древнего Рима.
4. Познакомить студентов с ходом исторического процесса в Древнем Риме (политической истории, общественного строя, материальной и духовной культуры древнего Рима).
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Дисциплина «История древнего мира: История Древней Греции» входит в состав
базовой части ОП по направлению подготовки 46.03.01 «История» (бакалавр)». Данная дисциплина является первой в ряду дисциплин
по всеобщей истории, читаемых в рамках данной ОП.
В рамках данного курса предусмотрены практические занятия. Изучив темы практических занятий студенты должны знать
основные факты политической истории, периодизацию и хронологию древней Греции; особенности развития экономики, общественного строя и государства; основные черты и специфику мировоззрения, мифологии, религии и картины мира древних цивилизаций; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древней Греции; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения древнегреческой культуры; распространение древнегреческой цивилизации в Средиземноморье, Причерноморье, на Передний Восток и в Центральную Азию; предпосылки возникновения и развития в древней Греции мировых религий и философских течений, сохранившихся в последующие исторические эпохи; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древней Греции; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения.
Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории Древней Греции.
Задачи курса:
1. Познакомить студентов с основным кругом источников по истории Древней Греции.
2. Познакомить студентов с историографией истории Древней Греции.
3. Дать представление о методологических основах изучение истории древней Греции.
4. Познакомить студентов с ходом исторического процесса в Древней Греции (политической истории, общественного строя, материальной и духовной культуры древней Греции).
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Основная цель учебной дисциплины «Источниковедение истории России» — дать соответствующие современному уровню развития исторической науки практические знания по источниковедению истории России в рамках углубленной специализации студента, информацию о сохранившихся комплексах исторических источников по отечественной истории и методике работы с ними.
Задачи учебной дисциплины:
а) дать студентам представление о корпусе исторических источников по истории России и проблематике их изучения;
б) добиться осознания студентами источника как памятника определенного периода отечественной истории;
в) помочь овладеть методикой источниковедческого анализа на материале источников по истории России.
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Дисциплина «История» относится к базовой части основной образовательной программы, входит в общенаучный раздел.
Целью освоения учебной дисциплины «История» является комплексное углубленное представление о ходе исторического процесса и основных этапах развития России, особенностях становления политической системы, экономики, а также культурного потенциала народов России; получение базового набора теоретических и фактических знаний по истории зарубежных стран в новейшее время. В Части 2 дисциплины изучаются вопросы истории России в XIX - XX веках.
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Дисциплина «История» (Часть 1) относится к базовой части основной образовательной программы, входит в общенаучный раздел.
Цели и задачи учебной дисциплины:
Целью освоения учебной дисциплины «История» является комплексное углубленное представление о ходе исторического процесса и основных этапах развития России до конца XVIII в., особенностях становления политической системы, экономики, а также культурного потенциала народов России.
Задачи учебной дисциплины:
- раскрыв всю сложность исторических процессов, происходивших в России до конца XVIII в.,
- показать оригинальные черты российской цивилизации;
- продемонстрировать роль и место России в мировой истории;
- расширить кругозор и общую
эрудицию студентов;
- привить студентам вкус к гуманитарным исследованиям.
Планируемые результаты обучения по дисциплине:
Знать: особенности и закономерности исторического развития России;
ход политического, экономического и культурного строительства России до конца XVIII в.; историю формирования цивилизационного своеобразия страны; место и роль России в мировой цивилизации.
Уметь: сопоставлять российскую цивилизационную модель с другими цивилизациями; выявлять традиционные для России черты её исторического развития; оценивать влияние этих черт на трансформационные процессы, происходившие в России в прошлом и реализующиеся в наше время; работать с исторической картой, разными видами источников.
Владеть: основами знаний по истории России, стран Европы и Америки в новейшее время; навыками применения полученных знаний в сфере своей профессиональной деятельности.
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Рабочая программа составлена на основе:
- образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «История» в редакции от 22.11.2011 г. с учетом изменений, внесенных в стандарт в соответствии с приказом ректора МГУ № 501 от 27 мая 2015 г. (далее по тексту ОС МГУ);
- Положения о рабочей учебной программе дисциплины высшего профессионального образования (квалификаций «бакалавр» и «магистр»), утвержденного Методическим советом Филиала МГУ в г. Севастополе (протокол № 1-15 от 2 марта 2015 г.);
- типовой учебной программы модуля дисциплин «История древнего мира», разработанной: заведующим кафедрой истории древнего мира Исторического факультета МГУ д.и.н., профессором С.Ю. Сапрыкиным; зам. зав. кафедрой истории древнего мира к.и.н. доцентом О.В. Томашевич; д.и.н., профессором кафедры истории древнего мира И.Л.Маяк; к.и.н., доцентом кафедры истории древнего мира И.А. Ладыниным; к.и.н., доцентом кафедры истории древнего мира А.В. Стрелковым; с.н.с. кафедры истории древнего мира Н.В.Бугаевой.
Рабочая программа разработана:
- доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе к.и.н. Ушаковым Сергеем Владимировичем;
- доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе к.и.н. Хапаевым Вадимом Вадимовичем.
1. Цель и задачи освоения дисциплины.
Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории Древнего мира.
Задачи курса:
1. Познакомить студентов с основным кругом источников по истории древнего мира.
2. Познакомить студентов с историографией истории Древнего мира.
3. Дать представление о методологических основах изучение истории древнего мира.
4. Познакомить студентов с ходом исторического процесса в странах древнего мира (политической истории, общественного строя, материальной и духовной культуры древнейших цивилизаций Переднего и Дальнего Востока, Южной Азии, цивилизаций древней Греции и древнего Рима).
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «История древнего мира» входит в состав базовой части ООП по направлению подготовки «История». Данная дисциплина является первой в ряду дисциплин по всеобщей истории, читаемых в рамках данной ООП. Логически и содержательно она связана с базовыми курсами по направлению подготовки «История»: «Археология», «Этнология и социальная антропология», «История первобытного общества», «История Средних веков».
Приступающий к изучению дисциплины «История древнего мира» должен уметь читать литературу на иностранных языках; необходимым является также базовое знание латинского языка, получаемое на протяжении 1-2 семестров.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
· владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);
· способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
· способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин учебного плана (ПК-1);
· способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
· знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК - 3);
· способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные факты политической истории, периодизацию и хронологию древнего Востока, древней Греции и древнего Рима; особенности развития экономики, общественного строя и государства; основные черты и специфику мировоззрения, мифологии, религии и картины мира древних цивилизаций; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древнего Востока, древней Греции и древнего Рима; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения древневосточной, древнегреческой и древнеримской культур; распространение древнегреческой и древнеримской цивилизаций в Средиземноморье, Причерноморье, на Передний Восток и в Центральную Азию; предпосылки возникновения и развития на древнем Востоке, в древней Греции и в древнем Риме мировых религий и философских течений, сохранившихся в последующие исторические эпохи; важнейшие комплексы нарративных и документальных источников по истории древнего Востока, древней Греции и древнего Рима; важнейшие памятники (письменные и вещественные, в т.ч. художественные) и достижения древних обществ.
Уметь: ориентироваться в научных терминах и категориях, введенных в рамках данной дисциплины и использовать их в ходе освоения других дисциплин и в самостоятельной работе; применять знание фактического материала по данной дисциплине при изучении других дисциплин и в самостоятельной работе, в том числе при междисциплинарном сравнительном анализе; выявлять взаимосвязь между явлениями истории и культуры древнего Востока, древней Греции и в древнего Рима и средневековья.
Владеть: навыками интерпретации источников разных типов и видов, рассмотренных в рамках данной дисциплины; навыками применения к фактическому материалу исследовательских категорий и терминов, рассмотренных в рамках данной дисциплины; основными методологическими принципами и методическими приемами, охарактеризованными в рамках данной дисциплины; представлением о спектре исследовательских проблем в современном изучении древнего Востока, древней Греции и древнего Рима, охарактеризованном в рамках данной дисциплины.
Дисциплина относится к вариативной части ООП и входит в число дисциплин по выбору студента. Курс «История Крыма» является дополнением к курсу истории России. Данный курс позволяет студентам в процессе его изучения лучше понять исторические процессы в их смысловом многообразии и применить навыки их максимально всестороннего системного изучения.
Цели и задачи учебной дисциплины.
Основная цель учебной дисциплины «История Крыма» — дать целостное представление об истории развития Крымского полуострова с древнейших времен до воссоединения Крыма с Россией в 2014 г.; рассмотреть историю полуострова в рамках основных направлений: социально-экономическое развитие, политическая история, культура в контексте отечественной и мировой истории.
Задачи учебной дисциплины:
- раскрыть многогранность, сложность и противоречивость событий и явлений новейшей истории на постсоветском пространстве, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой. Выявить и раскрыть основные особенности развития Крыма в контексте всемирно-исторического процесса;
- Сформировать цельное видение сложного и многообразного исторического процесса на примере истории Крыма в рамках мировой истории;
- Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим гуманитарным курсам за счет сравнительно-исторического подхода, позволяющего раскрыть исторический материал курса в контексте общемировой истории и культуры.
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Дисциплина «История» относится к базовой части основной образовательной программы, входит в общенаучный раздел.
Часть 3 дисциплины «История» изучается в V семестре. Курс опирается на
базовые знания, приобретённые студентом в средней школе, и обеспечивает
надлежащий уровень общегуманитарной подготовки будущего выпускника-бакалавра.
Цели и задачи учебной дисциплины:
Целью освоения части 3 учебной дисциплины «История» является комплексное углубленное представление о ходе исторического процесса и основных этапах становления различных политических систем, экономики, а также культурного потенциала стран Европы и Америки в 20 в.; получение базового набора теоретических и фактических знаний по истории зарубежных стран в новейшее время.
Задачи учебной дисциплины:
- дать представления
студентам о
социально-экономическом развитии и политической истории стран Европы и Америки
в новейшее время, особенностях политического строя в различных странах Европы,
развитии науки и культуры западных стран в XX
веке;
- расширить кругозор и общую эрудицию студентов;
- привить студентам вкус к гуманитарным исследованиям.
Планируемые результаты обучения по дисциплине:
Знать: закономерности и особенности исторического процесса в странах Европы и Америки в новейшее время; важнейшие достижения западной культуры в новейшее время.
Уметь: характеризовать любой период в истории стран Европы и Америки в новейшее время; работать с исторической картой, разными видами источников.
Владеть: основами знаний по истории стран Европы и Америки в новейшее время; навыками применения полученных знаний в сфере своей профессиональной деятельности.
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Межфакультетский курс «Гражданское население в противодействии идеологии терроризма» подготовлен в соответствии с требованиями пунктов 2.3 и 4.6 «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы».
Целью освоения учебной дисциплины является: обучить базовому набору теоретических и фактических знаний форм и методов противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма.
Задачи учебной дисциплины состоят в получении студентами знаний по следующим вопросам:
- Религиозный и политический экстремизм и терроризм: сущность, истоки, разновидность;
- Исламский фундаментализм: понятие, идейные истоки, сущность, стратегия и тактика деятельности в современных условиях;
- Особенности «Цветных революций» как политического инструмента по влиянию на внутриполитические процессы в РФ. Возможные проявления механизмов реализации целей «Цветных революций» на территории Крыма и г. Севастополя;
- Основные формы и методы противодействия распространению религиозной и политической экстремистской идеологии.
Планируемые результаты обучения по дисциплине.
Знать:
1. необходимый объем сведений о становлении и организации деятельности основных исламистских фундаменталистских и экстремистских группировок, партий и движений, приоритетных направлениях их деятельности на территории РФ и различных стран мира;
2. основные методы противодействия распространению религиозной и политической экстремистской и террористической идеологии на территории Крыма и г. Севастополя.
Уметь:
1. распознавать основные признаки подготовки к реализации проектов «цветных революций;
2. ориентироваться в научных терминах и категориях, введенных в рамках данного курса и использовать их в ходе освоения других дисциплин и в самостоятельной работе;
3. применять знание фактического материала по курсу при изучении других дисциплин и в самостоятельной работе, в том числе при междисциплинарном сравнительном анализе; критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.
Владеть:
1. навыками противодействия проведению информационных кампаний по распространению идеологических установок экстремистскими и террористическими организациями;
2. навыками интерпретации источников разных типов и видов, рассмотренных в рамках данного курса;
3. представлением о спектре исследовательских проблем в современном изучении вопросов противодействия идеологии терроризма, охарактеризованном в рамках данного межфакультетского курса.
Содержание дисциплины по темам (разделам):
Введение. Предмет, объект, структура и методология исследования курса «Гражданское население в противодействии идеологии терроризма»
Раздел 1. Религиозный и политический экстремизм и терроризм: сущность, истоки, разновидность.
Раздел 2. Исламский фундаментализм: понятие, идейные истоки, сущность, стратегия и тактика деятельности в современных условиях.
Раздел 3. Особенности «Цветных революций» как политического инструмента по влиянию на внутриполитические процессы в РФ. Возможные проявления механизмов реализации целей «Цветных революций» на территории Крыма и г. Севастополя.
Раздел 4. Основные формы и методы противодействия распространению религиозной и политической экстремистской идеологии.
Объём дисциплины составляет:
академических часов – 72, в т.ч.:
лекций – 36 ч.;
самостоятельная работа – 36 ч.
Формы итоговой аттестации: зачет.
Автор программы - доцент, к.и.н. Мартынкин Андрей Владимирович.
- Преподаватель курса: Богаткевич Татьяна Анатольевна