МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ

КАФЕДРА  ГЕОЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Филиала МГУ в г.Севастополе

________________ О.А. Шпырко

«___»______________20___ г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РАЗВИТИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ»

 

для   направления  подготовки

05.03.02  «География»

 

уровень подготовки бакалавр

 

 

 

 

Рабочая программа рассмотрена

на заседании кафедры__________________

протокол №___от «___»__________20__г.

Заведующий кафедрой

______________________(Ф.И.О.)

 (подпись)

Рабочая программа одобрена

Методическим советом

Филиала МГУ в г.Севастополе

Протокол №__от «___»_______20__ г.

____________________(А.В. Мартынкин)

 (подпись)

 

 

 

 

Севастополь, 2019

 

 

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочая программа дисциплины (модуля) разработана в соответствии с самостоятельно установленным МГУ образовательным стандартом (ОС МГУ) для реализуемых основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 «География» в редакции приказа МГУ от 30 декабря 2019 г.

 

 

курсIII

семестрV, VI

зачетных единиц 5

академических часов 132 в т.ч.:

лекций – 75 часов

семинарских занятий – 57 часов

Формы промежуточной аттестации – зачет  в V семестре

Форма итоговой аттестации – экзамен в  VI семестре


1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО.

Дисциплина «Развитие и преобразование географической среды» входит в модуль «Методы геоэкологических исследований» вариативной части профессионального цикла ОС МГУ по направлению подготовки 021000 «География» (бакалавр)».

Целью освоения учебной дисциплины «Развитие и преобразование географической среды» является формирование системы знаний о процессах и явлениях, возникающих в географической оболочке в результате антропогенного воздействия и вследствие естественных причин, о существующих региональных проблемах России и других стран, путях и перспективах решения этих проблем.

 

Задачи курса:

-        Изучить основные этапы развития географической оболочки;

-        Выявить природные и антропогенные факторы преобразования оболочек.

-        Изучить геоэкологические проблемы атмосферы, гидросферы, литосферы, педосферы, биосферы.

-        Получить практические навыки анализа состояния параметров окружающей среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.

 

2. Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия (если есть).

            Изучение курса «Развитие и преобразование географической среды» базируется на предварительном усвоении студентами материала основных отраслевых физико-географических дисциплин и специализированных курсов по геоэкологии, палеогеографии, методов географических исследований, основ охраны природы и использования природных ресурсов.

Данная дисциплина формирует необходимые основы для дальнейшего освоения курсов модуля «Социально-экономические аспекты природопользования» и модуля «Научно-прикладные основы геоэкологии и природопользования»

 

3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.

Компетенции выпускников, формируемые (полностью или частично) при реализации дисциплины (модуля):

согласно ОС МГУ

владение методологией и методами исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, способность использовать базовые географические знания об общем землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, экологии с основами биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении для решения исследовательских и научноприкладных профессиональных задач (ПК-1);

способность использовать базовые физико-географические знания о России и мире для исследования глобальных и региональных закономерностей формирования и структуры современных природных ландшафтов и особенностей их изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека (ПК-3);

владение географическими основами устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (ПК-7).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-        основные природные процессы географической оболочки, их особенности взаимодействия;

-        иметь представление о современных геоэкологических проблемах возникающих на локальном, региональном и планетарном уровнях

-        закономерности взаимодействия природных и антропогенных факторов

-        основные подходы к пространственному анализу геоэкологических проблем на суше и в океане.

Уметь:

-        применять знание основных глобальных закономерностей для объяснения  современного функционирования и развития геосистем разного уровня

-        использовать основные методы геоэкологических исследований в научных целях;

-        интерпретировать глобальные и региональные проблемы устойчивого развития, используя имеющуюся статистическую информацию о природно-антропогенных объектах.

-        выделять ведущие аспекты глобальных и региональных проблем современности, области дальнейшего применения полученных знаний;

Владеть:

-        навыками анализа географической информации о природных и антропогенных особенностях регионов мира для оценки их потенциала развития;

-        навыками выявления регионально обусловленных причин глобальных экологических проблем;

-        навыками оценки природно-антропогенных процессов для прогноза их отклика на глобальные изменения природы и общества.

 

4. Формат обучения: Очная форма обучения

 

5. Объем дисциплины (модуля) составляет 5 з.е., в том числе 132 академических часа, отведенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (аудиторная нагрузка), 132 академических часа на самостоятельную работу обучающихся.

 

Формы промежуточной аттестации – зачет  в V семестре.

Форма итоговой аттестации – экзамен  в VI семестре.

6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий

 

 

Тематический план

п/п

Название

темы

Количество часов

Формы текущего контроля

успеваемости (по темам) /

Форма промежуточной

аттестации (по семестрам)

Л

С

СРС

5 семестр

1.                   

Тема 1. Введение. Земля, как планета.

8

4

4

Устный опрос

 

Раздел 1. Атмосфера

2.                   

Тема 2. Современные геоэкологические проблемы состояния атмосферы и гидросферы.

6

2

2

Устный опрос

3.                   

Тема 3. Строение атмосферы.

6

2

2

Устный опрос

4.                   

Тема 4. Загрязнение атмосферы.

6

4

4

Устный опрос

5.                   

Тема 5. Парниковый эффект.

6

4

2

Устный опрос

6.                   

Тема 6. Преднамеренное преобразование атмосферы

4

2

4

Устный опрос

 

Промежуточная аттестация

Зачет

 

всего часов

36

18

18

 

6 семестр

 

Раздел 2 Гидросфера

7.                   

Тема 7. Особенности гидросферы и их изменения.

4

4

2

Устный опрос

8.                   

Тема 8. Водные ресурсы Мирового океана

4

4

4

Устный опрос

9.                   

Тема 9. Естественные и антропогенные воздействия на гидросферу.

4

4

4

Устный опрос

10.               

Тема 10. Деградация водных объектов. Качество природных вод.

4

4

4

Устный опрос

11.               

Тема 11. Использование ресурсов Мирового океана и их изменения

4

4

4

Устный опрос

 

Раздел 3. Литосфера и ландшафты суши

12.               

Тема 12. Литосфера. Влияние деятельности человека

6

6

4

Устный опрос

13.               

Тема 13. Геоэкологические проблемы использования земельных ресурсов.

6

6

4

Устный опрос

14.               

Тема 14. Биосфера и ландшафты Земли.

7

7

4

Устный опрос

 

всего часов

39

39

30

 

 

Итоговая аттестация

Экзамен

 

всего часов (за год):

75

57

48

 

 

7. Фонд оценочных средств (ФОС) для оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю)[U1] 

7.1. Типовые контрольные задания или иные материалы для проведения текущего контроля успеваемости.[U2] 

Примерные темы докладов и рефератов: Методы  дистанционного зондирования земли и применение материалов космических съемок для оценки параметров труднодоступных ледников; особая роль сравнительно-географического метода в мониторинге ландшафтов; районирование акватории Мирового океана с помощью кластерного анализа; особенности экспедиционных исследований в различных регионах; методические подходы к выявлению особенностей территориальной структуры природопользования региона (по выбору студента) и др.

 

 

п/п

Номер и вид занятия

Наименование темы и содержание занятия

Количество часов

1

Семинар 1

Тема 1. Концепция ноосферы;

2

2

Семинар 2

Тема 2. Энергетические и вещественные особенности экосферы

2

3

Семинар 3

Тема 1. Население мира, как главный геоэкологический фактор

2

4

Семинар 4

Тема 1. Антропогенные воздействия на экзогенные процессы

2

5

Семинар 5

Тема 1. Геоэкологические аспекты урбанизации

4

6

Семинар 6

Тема 1. Геоэкологические аспекты энергетики

4

7

Семинар 7

Тема 1. Геоэкологические аспекты промышленности

4

8

Семинар 8

Тема 1. Геоэкологические аспекты транспорта

2

9

Семинар 9

Тема 1. Геоэкологические аспекты сельского хозяйства

2

10

Семинар 10

Тема 1. Геоэкологические аспекты использования ресурсов Мирового океана

3

11

Семинар 11

Тема 1. Современные концепции ноосферного знания;

2

12

Семинар 12

Тема 1. Глобальные циклы серы, азота и фосфора

2

13

Семинар 13

Тема 1. Природа парникового эффекта

4

14

Семинар 14

Тема 1. Использование солнечной радиации в получении энергии и геоэкологические следствия

2

15

Семинар 15

Тема 1. Изменение климата. Сокращение площади горных и полярных ледников

2

16

Семинар 16

Тема 1. Сероводородная зона Черного моря - природная анаэробная морская экосистема

2

17

Семинар 17

Тема 1. Антарктический промысел китов

2

18

Семинар 18

Тема 1.Проблема опустынивания

2

19

Семинар 19

Тема 1.Последствия применения удобрений, пестицидов

2

20

Семинар 20

Тема 1.Проблемы сохранения биологического разнообразия Земли. Территориальная охрана природы

2

21

Семинар 21

Тема 1.Устойчивое развитие

2

22

Семинар 22

Тема 1.Индикаторы геоэкологического состояния и устойчивого развития

2

23

Семинар 23

Тема 1.Мировые ресурсы как фактор устойчивого развития

2

24

Семинар 24

Тема 1.Современные стратегии выживания человечества

2

 

Итого:

 

57

 

7. Фонд оценочных средств (ФОС) для оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю)[U3] 

7.1. Типовые контрольные задания или иные материалы для проведения текущего контроля успеваемости.[U4] 

 

Примерные темы докладов для семинарских занятий:

1.      Современные концепции ноосферного знания;

2.      Геоэкологическая роль технического прогресса;

3.      Мировые ресурсы как фактор устойчивого развития;

4.      Современные стратегии выживания человечества;

5.      Индикаторы геоэкологического состояния и устойчивого развития;

6.      Планетарный круговорот вещества на Земле;

7.      Глобальные циклы серы, азота и фосфора;

8.      Модель «ядерной зимы»;

9.      Природа парникового эффекта;

10.  Использование солнечной радиации в получении энергии и геоэкологические следствия;

11.  Сокращение площади горных ледников;

12.  Изменение параметров гидросферы в связи с естественными и антропогенными факторами

13.  Проблемы использования ресурсов Мирового океана

14.  Сероводородная зона Черного моря - природная анаэробная морская экосистема;

15.  Антарктический промысел китов;

16.  Проблема опустынивания;

17.  Последствия применения удобрений, пестицидов;

18.  Проблемы сохранения биологического разнообразия Земли.

 

7.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости:

- устный опрос по пройденным темам

 

7.3.Оценочные средства промежуточной аттестации:

- зачет в виде теста

 

7.4. Система итогового контроля знаний:

- устный экзамен

 

Перечень примерных вопросов промежуточного теста

Вариант 1

Раздел Атмосфера

1.      Назовите астрономические климатообразующие факторы.

2.      Озон формируется из: а) кислорода, б)азота, в) углекислого газа, г)фреона.

3.      Назовите основные природные источники СО2 в атмосфере.

4.      С каким городом ассоциируется фотохимический смог: а) Лондон, б) Токио, в)Лос-Анджелес, г) Берлин.

5.      Условия для образования смога лос-анджалеского типа: а) высокая температура, б) низкая температура, в) отсутствие облачности, г) длительные дожди.

6.      Современная атмосфера: а) кислородо-водородная, б) азотно-кислородная, в) кислородно-углекислотная.

7.      Возможно ли образование кислотных осадков без участия человека а)да, б)нет. Почему.

8.      Какая часть спектра поглощается парниковыми газами

 

 

Раздел Гидросфера.

1.      В процессе развития планеты, глубина океана: а) увеличивалась б) уменьшалась.

2.      Назовите пути поступления газов, сформировавших атмосферу и гидросферу Земли

3.      При уменьшении температуры воды растворимость СО2 в воде а) уменьшается, б) увеличивается, в) остается неизменной.

4.      В ледниковые периоды уровень океана: а) понижается, б) повышается, , в) остается неизменной. Почему.

5.      Вы стоите в Инкермане. Регрессия или трансгрессия была здесь в меловой период?

6.      Регион с наименьшим уровнем водообеспеченности на душу населения: а) Азия, б) Африка, в) Австралия, г) Антарктида.

7.      Эвтрофикация вод наиболее характерна для: а) равнинных рек, б) открытых частей океана, в) бухт с затрудненным водообменном.

8.      Что такое «Конвейер Брокера».

9.      Где в океане встречается анаэробная зона?

10.  Возможно ли возникновение сероводородной зоны в:

a.      Балтийском море

b.      Азовском море

c.       Море Росса

d.      Босфорском проливе

 

Раздел Литосфера

1.      Чем отличается материковый тип коры от океанического.

2.      Какая деятельность человека усиливает эрозию почв?

3.      Назовите основные виды склоновых процессов: а) обрушения, камнепады; б) оползни, солифлюкционные потоки; в) снежные лавины, подвижки ледников; г) все верны.

4.      К чему приводит длительная разработка месторождений нефти и газа: а) понижению уровня грунтовых вод; б) выход газа на поверхность; в) прогибанию поверхности над месторождением; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

5.      Где расположена самая глубокая шахта в мире: а) США; б) Россия; в) Украина; г) ЮАР.

6.      Йод относится к классу: а) микроэлементов; б) макроэлементов; в) биогенных элементов.

7.      Какие геоэкологические проблемы возникают при ведении сельского хозяйства во влажных экваториальных лесах?

8.      Создание оросительных систем в аридных условиях приводит к: а) заболачиванию; б) увеличению ветровой эрозии; в) засолению.

 

Вариант 2

Раздел Атмосфера

1.      Назовите планетарные климатообразующие факторы.

2.      Какое соединение вызывает повышение температуры поверхности Земли: а) кислород, б)азот, в) углекислый газ, г)озон.

3.      На сколько повысилась среднеклиматическая температура за последние 30 лет: а) 0,5 град, б) 1,5 град, в) 5 град, г)7,3 град.

4.      Какие загрязняющие вещества являются причиной кислотных дождей

5.      Назовите основные природные источники озона в атмосфере.

6.      Первичная атмосфера состояла в основном из: а) N2+CO2, б) О22О, в) O3+ CO2,  г) Ar+Hе

7.      Ратифицировали ли США Киотский протокол. Почему.

8.      Какую функцию выполняет в атмосфере О3.

 

Раздел Гидросфера.

1.      В процессе развития планеты, глубина океана а) увеличивалась б) уменьшалась.

2.      Назовите основные химические элементы морской воды.

3.      Солевой состав морской воды в открытых частях океана а) не изменяется ни в пространстве ни во времени, б) изменяется в пространстве и во времени, в) не изменяется в пространстве, изменяется во времени, г ) изменяется в пространстве, не изменяется во времени.

4.      При повышении температуры воздуха на 3 град. площадь покровного оледенения в Антарктиде а) увеличится, б) уменьшится, в) останется неизменной.

5.      Изменения параметров гидросферы обусловлены а)естественными процессами б) антропогенными воздействиями, их совместным влиянием

6.      Возможно ли естественное очищение водных объектов. С чем это связано.

7.      Какие изменения наблюдаются в акватории Северного Ледовитого океана С чем это связано.

8.      Возможно ли в Черном море возникновение крупного цунами: а) да б) нет. Почему.

9.      Какая река считается «канализацией» Европы: а) Рейн, б) Луара, в) Днепр, г) Дунай

10.  Районы промышленного вылова рыбы тяготеют к: а) восточным побережьям материков, б) западным побережьям, г) открытым частям океана.

11.  Что такое карбонатная система.

12.  Где в океане встречается сероводородная зона?

13.  Где в мировом океане можно встретить оазисы жизни за границей фотической зоны?

a.      в Красном море

b.      в центре Атлантики

c.       на дне Мертвого моря

d.      в Антарктиде

 

Раздел Литосфера

1.      Какова глубина нижней границы земной коры, отделяющей ее от мантии, и как она называется?

2.      Какой тип эрозии наиболее характерен для горного Крыма?

3.      Назовите основные экзогенные процессы.

4.      К чему приводит создание крупных водохранилищ: а) увеличению сейсмичности района; б) поднятие абсолютных отметок высот; в) опусканию уровня грунтовых вод.

5.      Где расположена самая глубокая скважина в мире: а) США; б) Россия; в) Антарктида; г) ЮАР.

6.      ДДТ относится к классу: а) гербицидов; б) инсектицидов; в) биогенных элементов.

7.      Какие геоэкологические проблемы возникают при ведении сельского хозяйства в степях Казахстана?

8.      Лесополосы высаживаются для: а) уменьшения ветровой эрозии; б) увеличения влажности почвы; в) последующей вырубки; г) защиты от перекрестного опыления.

 

Вопросы к экзамену

 

1.      Строение Земли и литосфера.

2.      Атмосфера: вертикальная структура

3.      Иерархия природных геосистем.

4.      Планетарный гидрологический цикл. Современные изменения водного баланса.

5.      Большой круговорот вещества и роль в нем человека.

6.       Загрязнение атмосферы. Природные источники: химические и биологические. Время пребывания следов газов в естественной атмосфере.

7.       Понятие гидросферы.

8.      Антропогенные воздействия на экзогенные процессы

9.      Локальные и региональные преобразования атмосферы (непреднамеренное).

10.  Глобальная циркуляция в океане. Конвейер Брокера

11.  Основные особенности биосферы и её роль в экосфере

12.  Загрязнение атмосферы. Антропогенные источники: стационарные и подвижные. Городская атмосфера.

13.  Воды суши. Преобразование вод суши: водохранилища, каналы, качество воды, загрязнение природных вод, дефицит воды.

14.  Биотическое управление экосферой и роль деятельности человека

15.  Лондонский смог - первичное загрязнение. Смог Лос-Анджелеса - вторичное загрязнение. Аляскинский смог.

16.  Орошение. Аральская катастрофа.

17.  Современные ландшафты мира

18.  Радиоактивное загрязнение атмосферы.

19.  Проекты использования айсбергов для обеспечения пресной водой аридных областей Земли.

20.  Проблемы обезлесения

21.  Использование солнечной радиации в получении энергии и геоэкологические следствия.

22.  Проблема оз. Байкал.

23.  Проблемы опустынивания

24.  Устойчивость ландшафтов и механизмы их саморегуляции.

25.  Пороги устойчивости ландшафтов к антропогенным нагрузкам.

26.  Освоение верхних слоев атмосферы (околоземного космического пространства). Загрязнение ОКП. Космический мусор.

27.  Деградация ледниковых покровов Антарктиды и Гренландии. Сокращение площади горных ледников.

28.  Проблемы сохранения биологического разнообразия Земли.

29.  Парниковый эффект. Природа парникового эффекта - открытие Фурье-Тиндалла. Основные парниковые газы.

30.  Подземные воды. Их использование

31.  Антропогенная деградация почв

32.  Парниковый эффект. Причины короткопериодных колебаний климата.

33.  Мировой океан. Физические свойства морской воды.

34.  Земельные ресурсы мира и их использование

35.  Парниковый эффект. Спектры поглощения солнечного излучения атмосферой. Основные особенности парниковых газов. Эффект Зюсса.

36.  Бюджет кислорода в морской воде.

37.  Геоэкологические проблемы земледелия

38.  Концепция Геия. Принцип ЛеШателье.

39.  Зона дефицита кислорода в Мировом океане. Сероводородные зоны. Сероводородная зона Черного моря - природная анаэробная морская экосистема. Критика проектов по очищению моря от сероводорода.

40.  Водная и ветровая эрозия почв

41.  Глобальный циклы серы, азота и фосфора.

42.  Использование ресурсов Мирового океана. Минеральные ресурсы.

43.  Геоэкологические последствия применения удобрений

44.  Пороги устойчивости ландшафтов к антропогенным нагрузкам.

45.  Бюджет кислорода. Основные источники и стоки. Кислород - побочный продукт фотосинтеза.

46.  Использование ресурсов Мирового океана. Энергетические ресурсы. Приливные станции и геоэкологические следствия.

47.  Геоэкологические проблемы орошения

48.  Разрушение озонового слоя. Химические механизмы.

49.  Использование ресурсов Мирового океана. Химические ресурсы.

50.  Геоэкологическая устойчивость сельского хозяйства

51.  Проекты реконструкции планетарного климата. Глобальные преобразования атмосферы (преднамеренные).

52.  Использование ресурсов Мирового океана. Биологические ресурсы.

53.  История исследований атмосферы и гидросферы и использования их ресурсов.

54.  Влияние водохранилищ на прилегающие ландшафты.

55.   Биологические ресурсы океана. Морские экосистемы. Морской промысел. Лов рыбы (орудия лова). География морского промысла.

56.  Атмосфера и гидросфера - источники, перенос, стоки и резервуары вещества. Планетарный круговорот вещества на Земле.

57.  Крупномасштабные изменения рыбопродуктивности океана. Эволюция гидросферы.

58.  Углекислый газ в атмосфере и глобальный цикл углерода. Биологический контроль содержания СО2.

59.  Морское судоходство. Основные линии. Экологические издержки судоходства.

 

 

ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ результатов обучения (РО) по дисциплине (модулю) 

Оценка

РО и
соответствующие

виды оценочных средств

2

3

4

5

Знания

(виды оценочных средств:  устные и письменные опросы и контрольные работы, тесты, и т.п. )

Отсутствие знаний

Фрагментарные знания

Общие, но не структурированные знания

Сформированные систематические знания

Умения

(виды оценочных средств: практические контрольные задания, написание и защита рефератов на заданную тему и т.п.)

Отсутствие умений

В целом успешное, но не систематическое умение

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение (допускает неточности непринципиального характера)

Успешное и систематическое умение

Навыки
(владения, опыт деятельности)

(виды оценочных средств: выполнение и защита курсовой работы, отчет по практике, отчет по НИР и т.п.) [U5] 

Отсутствие навыков (владений, опыта)

Наличие отдельных навыков (наличие фрагментарного опыта)

В целом, сформированные навыки (владения), но используемые не в активной форме

Сформированные навыки (владения), применяемые при решении задач

 

 

-        Перечень основной и дополнительной литературы [U6] 

 

а) основная литература:

 

1.      Глобальные изменения природной среды - 2001/ Ред. Н.Л. Добрецов, Ред. В.И. Коваленко; РАН. - Новосибирск: Гео, 2001. - 373 с.

2.      Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения: Учебник/ А.Н. Геннадиев,  М.А. Глазовская; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - М.: Высш. шк., 2004, 2005. - 461 с.:

3.      География, общество, окружающая среда. Т.6. Динамика и взаимодействие атмосферы и гидросферы/ Ред. Н.С. Касимов,  Н.И. Алексеевский ,  С.А. Добролюбов; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Географический факультет. - М.: Городец, 2004. - 592 с.

4.       Иванов В.А. Загрязнение мирового океана: Учеб. пособие/ В.А. Иванов, К.В. Показеев, Е.Е. Совга; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Физический факультет. - М.: МАКС-Пресс, 2006. - 164 с.:

5.      Голубев Г.Н. Геоэкология: Учеб. для вузов/ Г.Н. Голубев. - М.: ГЕОС, 1999. - 337 с.

6.      Охрана окружающей среды и качество жизни. Правовые аспекты : сборник научных трудов / И. А. Умнова, М. М. Бринчук, В. Н. Гиряева [и др.] ; под редакцией Е. В. Алферо-ва, О. Л. Дубовик. — М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011. — 208 c. — ISBN 978-5-248-00572-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/22503.html (дата обращения: 15.10.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

7.      Константинов В.М.  Экологические основы природопользования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - 11-е изд., стер.. - М.: Академия, 2011. - 416 с.

 

б) дополнительная литература:

 

1.     Экология и охрана окружающей среды. Практикум : учебное пособие / В.В. Денисов, Т.И. Дрововозова, Б.И. Хорунжий [и др.]. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 440 с. — ISBN 978-5-8114-4697-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/124585 (дата об-ращения: 15.10.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2.     Мечников, Л.И. Цивилизация и великие исторические реки / Л.И. Мечников. — Санкт-

3.     Петербург : Лань, 2014. — 165 с. — ISBN 978-5-507-40938-9. — Текст : электронный //

4.     Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/52782  (дата обращения: 02.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей

5.     Рычагов Г.И.  Практикум по курсу "Геоморфология с основами геологии": Учебное пособие/ Г.И. Рычагов. - М.: МГУ, 2002. - 147 с. –

6.     География, общество, окружающая среда. Т.6. Динамика и взаимодействие атмосферы и гидросферы/ Ред. Н.С. Касимов,  Н.И. Алексеевский ,  С.А. Добролюбов; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Географический факультет. - М.: Городец, 2004. - 592 с.

 

-        Перечень лицензионного программного обеспечения

- Matlab; Surfer;  STATISTICA; Excel.

 

-        Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем

Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Федеральное агентство по гидрометеорологии – базы данных стандартных срочных наблюдений, ФГУП «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра»

-        Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

-        Проект «Всемирная география» http://worldgeo.ru

-        Сайт экологического центра «Экосистема»

http://ecosystema.ru/08nature/world/geoworld/index.htm

-        Сайт Института мировых природных ресурсов www.wri.org

-        Сайт Программы ООН по окружающей среде www.unep.org

-        Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение»

http://solex-un.ru/energo/reviews/gidroenergetika-sravnenie-vygod-i-ushcherba/obzor-1#eivr

-        Publishing Network for Geoscientific & Environmental Data http://www.pangaea.de

 

-        Описание материально-технического обеспечения.

Учебная аудитория на 30 мест с мультимедийным проектором для проведения лекционных занятий

Учебные аудитории для проведения семинарских занятий.

Методическое пособие с изложением технологии выполнения практических работ.

 

9. Язык преподавания. - Русский

 

10. Преподаватель (преподаватели). Профессор кафедры геоэкологии и природопользования д.г.н., профессор Воскресенская Е.Н.

 

11. Автор (авторы) программы. Профессор кафедры геоэкологии и природопользования д.г.н., профессор Воскресенская Е.Н.

 

 

 

 


 [U1]Согласно пунктам 7 – 11 локального акта МГУ «Положение о фонде оценочных средств по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в МГУ», утвержденного 30 декабря 2017 года, фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), практик (далее – ФОС дисциплины (модуля), практики), участвующей в формировании тех или иных компетенций, входит в состав Рабочей программы дисциплины (модуля), практики, одновременно он является неотъемлемой частью Фонда оценочных средств ОПОП ВО, который предназначен для оценивания результатов освоения образовательной программы в целом  (то есть компетенций выпускников).  

Согласно требованиям указанного выше локального акта МГУ ФОС дисциплины (модуля), практики, должен содержать:

1)       типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, необходимых для формирования компетенций выпускников, описание процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

2)      критерии оценивания для всех видов оценочных средств, входящих в оценочные материалы по дисциплине (модулю), практике, а также соответствующие шкалы оценивания.

 

 [U2]См. виды текущего контроля успеваемости в разделе 6, они должны соответствовать разделу.7

 [U3]Согласно пунктам 7 – 11 локального акта МГУ «Положение о фонде оценочных средств по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в МГУ», утвержденного 30 декабря 2017 года, фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), практик (далее – ФОС дисциплины (модуля), практики), участвующей в формировании тех или иных компетенций, входит в состав Рабочей программы дисциплины (модуля), практики, одновременно он является неотъемлемой частью Фонда оценочных средств ОПОП ВО, который предназначен для оценивания результатов освоения образовательной программы в целом  (то есть компетенций выпускников).  

Согласно требованиям указанного выше локального акта МГУ ФОС дисциплины (модуля), практики, должен содержать:

3)       типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, необходимых для формирования компетенций выпускников, описание процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

4)      критерии оценивания для всех видов оценочных средств, входящих в оценочные материалы по дисциплине (модулю), практике, а также соответствующие шкалы оценивания.

 

 [U4]См. виды текущего контроля успеваемости в разделе 6, они должны соответствовать разделу.7

 [U5]Критерии оценки для зачета см. в положении о РПД, стр. 6

 [U6]Использовать литературу, которая есть или в библиотеке Филиала (основная лит-ра не мене 5 экземпляров, дополнительная – не менее 3!!!!!!), или в электронных библиотечных системах (см рассылку). Иные варианты использовать запрещено!


Учебно-методический комплекс «Методы географических исследований включает в себя: квалификационную характеристику и компетенции выпускникагеографа, рабочую программу с технологическими картами, курс лекций, методические указания по выполнению семинарских и практических работ, глоссарий, рекомендуемую литературу, методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов, тематику рефератов, контрольные вопросы, выносимые на зачет; контрольно-измерительные материалы.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА

Географ может занимать должности: младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих), геохимика, палеогеографа, научного редактора, экономиста-географа, инженера-исследователя, инженера по охране окружающей среды, стажера-исследователя в области экономики, экскурсовода и другие, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации. При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля географ может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (должности преподавателя).

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА Сферой профессиональной деятельности специалиста по географии являются:

- проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.;

- органы охраны природы и управления природопользованием; - общеобразовательные и специальные учебные заведения.

Может заниматься -научно-исследовательской; - проектно-производственной; - контрольно-экспертной; - педагогической деятельностью.

Специалист должен быть подготовлен к участию:

- в проведении комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработке рекомендаций по их разрешению;

- выявлению природно-ресурсного потенциала территории и возможностей его хозяйственного освоения;

- в изучении закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества;

- в исследовании проблем международного внутригосударственного разделения труда;

- к географическому прогнозированию;

- к организации экологического мониторинга;

- к анализу частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управлению природопользованием;

- к выявлению и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы;

- к анализу и разработке рекомендаций использования зарубежного опыта в территориальной организации производительных сил, общества и природопользования;

- к проведению геополитических и геоэкономических оценок регионов, стран, мира в целом.

Дипломированный специалист должен:

- знать историю возникновения и развития географии, основные понятия и категории, систему географических наук;

- знать основные концепции и теории экономической и социальной географии, географические закономерности развития и территориальных социальноэкономических систем, демографические, социальные и экономические тенденции развития современного мирового сообщества;

- знать закономерности эволюции, воспроизводства и территориальной организации населения, владеть навыками географического анализа поселения и трудовых ресурсов;

- уметь выявлять и анализировать современные демографические, этнические и трудовые проблемы;

- уметь устанавливать взаимосвязи методов географических исследований;

- уметь применять на практике общенаучные методы физико-географических исследований;

- уметь оценивать влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье; - уметь производить необходимые гидрометрические измерения;

- уметь выполнять климатологический анализ метеорологических данных;

- уметь анализировать картографический и графический материал;

- владеть общенаучными методами исследований и творчески применять их при проведении географических изысканий;

- владеть методам полевых (экспедиционных, стационарных) и камеральных работ. Дипломированный специалист должен быть готовым к самообразованию, уметь найти и адаптировать к конкретной проблеме интересующую его информацию.

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: подготовить студентов к самостоятельным комплексным физико-географическим исследованиям, исследованиям в области экономической географии и организации современного промышленного производства и сельскохозяйственного производства в России и в мире. Для этого раскрыть содержание методов физико-географических исследований, как неотъемлемой части комплексных географических исследований.

         Дисциплина «Методы географических исследований» предваряет целый ряд специализированных курсов, таких как ландшафтоведение, биогеография и др.

Дисциплина состоит их логически связанных частей: «Картографические методы исследований», «Методы физико-географических исследований» и «Методы экономико-географических исследований» и др.

Задачи первой части курса состоят в рассмотрении вопросов, раскрывающих проблемы использования карт в науке и народно-хозяйственной практике, системы научно-технических приемов анализа карт, аэрокосмические методы и фотограмметрия, геоинформационное картографирование.

Задачи второй части курса состоят в раскрытии общих вопросов методологии и методики научных географических исследований; ознакомление с методами комплексных физико-географических исследований природных и природно-антропогенных геосистем и с информационной базой современной физической географии.

Задачи третьей части дисциплины состоят в том, подготовить студентов для работы на учебной и производственной практике; ознакомить студентов с набором технико-экономических показателей, применяемых для оценки состояния промышленного производства; помочь студентам в выборе специализации на старших курсах; привить студентам необходимые навыки работы с технической информацией и литературой; ввести студентов в круг современных проблем развития техники и технологии важнейших отраслей промышленности.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Методы экономико-географических исследований относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Курс органично связан с философией, ландшафтоведением, геоморфологией, географией почв, климатологией, географической оболочкой, биогеографией, геохимией и геофизикой ландшафтов; с экономической и социальной географией России и зарубежных стран. В соответствии с учебным планом изучение дисциплины "Методы географических исследований" происходит посредством проведения лекционных и практических занятий, а также осуществления студентами самостоятельной работы. Распределение учебных часов по темам и видам занятий установлено тематическим планом курса. Дисциплина проводится на II курсе, в 4 семестре, на III курсе, в течение 5 и 6 семестров, на IV курсе в 7 семестре дневного отделения на географическом факультете. Формой отчетности являются зачеты.

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенные ГОС ВПО по специальности «География»

Классификация методов по этапам познания;

информационная база географии;

сравнительный географический метод;

методы комплексных географических исследований;

взаимосвязь картографических, геохимических, геофизических, математических, аэро- и космических методов.

Методы исследования карт

Географические информационные системы

Понятие об аэрокосмических съемках

Основные классы задач современной физической географии.

Методы общенаучных комплексных физико-географических исследований

Методы прикладных комплексных физико-географических исследований

Методические приемы решения эколого-географических задач

 

Основные классы задач современной физической географии:

Изучение пространственно-временной организации природно -территориальных комплексов (ПТК);

Оценка природно -ресурсного потенциала, возможностей и ограничений хозяйственного использования ПТК;

Ландшафтно -экологическая оценка современного состояния ПТК и прогноз развития; 5. Геотехсистемы, проектирование культурного ландшафта и др.

Изучение методов прогнозирования

Адекватность используемых методов объекту исследований и классам решаемых задач. Практическая часть 1. Комплексное физико -географическое описание территории. Литература Основная: 1. Дополнительная: 2, 5, 6, 1 6