Представить в систематическом виде содержание современных культурологических знаний, дать представление об истории культуры, познакомить с категориальным аппаратом дисциплины, познакомить со спецификой и закономерностями развития мировых культур во времени и пространстве.

воспитание как социокультурный процесс

1. Цель освоения дисциплины (модуля)

формирование компетентности у бакалавров в  области использования на практике  психологических закономерностей процессов обучения и воспитания.

 

2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Теоретический курс «Педагогическая психология» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла Б.3 Для успешного усвоения данного учебного предмета необходимо владение знаниями и умениями дисциплин «Психология развития и возрастная психология», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология труда, инженерная психологии, эргономика», «Введение в  клиническую психологию», «Профессиональная этика». Теоретический курс «Педагогическая психология» выступает одной из предпосылок прохождения курса «Педагогика», «Методика преподавания психологии» и является основой для прохождения педагогической практики.

 

 

3. Планируемые  результаты обучения по дисциплине (модулю)

Дисциплина (модуль) направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

- способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПК-25).

- способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПК-26).

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

Знать: особенности психологических механизмов обучения и воспитания; закономерности образовательного процесса; развивающие функции  процессов обучения и воспитания; основные образовательные программы для учащихся разных возрастов.

Уметь: использовать психологические теории обучения и воспитания для разработки практических программ в системе образования; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся; осуществлять экспертную оценку процессов воспитания и обучения.

Владеть: современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики; способами организации различных видов обучающей деятельности; навыками оптимального взаимодействия с субъектами педагогического процесса, методами преподавания психологии в учебных заведениях, методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса.

 


1. Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью преподавания дисциплины «Культурология» является подготовка бакалавров, владеющих общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомого с современными научными представлениями о культуре, ее аксиологическом основании и структурно-иерархическом составе, о главных этапах и перспективах мирового культурно-исторического процесса; формирование навыков существования в условиях современной мультикультурной ситуации и диалога культур.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Культурология» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу базовой (обязательной) части ОПП. Логически и содержательно-методически данный курс связан с такими базовыми курсами: «Философия», «История», «Педагогика», «Профессиональная этика», «Религоведение»; базовыми учебными дисциплинами по направлению подготовки: «Общая психология», «Социальная психология», «Введение в специальность», «Профессиональная этика», «Психология туда», «Основы конфликтологии».

Изучение данной дисциплины необходимо для развития общекультурного уровня студентов, формирования понимания основополагающих общечеловеческих ценностей.


1. Цели и задачи учебной дисциплины.

Курс «Этнопсихология» является составной частью блока дисциплин профессиональной подготовки будущих психологов. Основными видами учебных занятий являются лекции и самостоятельная работа. Часть лекционных часов может быть дана для самостоятельного изучения студентами материалов отдельных тем курса. Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, развивает самостоятельность мышления, организованность, целеустремленность обеспечивает формирование культуры умственного труда, развитие иници­ативы в поиске и приобретении знаний.

Изучение курса имеет целью вооружить студентов системой знаний в области проявления этнопсихологических явлений.

Целями освоения дисциплины «Этнопсихология» являются:

формирование у студентов представления об этнопсихологии - междисциплинарной области знания, изучающей психологические особенности человека в единстве общечеловеческого и культурно-специфического, и на этой основе их подготовка к профессиональной деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни российского общества; ознакомление студентов  с историей и современными достижениями в области этнопсихологии, теориями ведущих научных школ;

обучение студентов  основным методам (исследовательским и методам воздействия), позволяющим диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические конфликты; выработка у студентов профессионального отношения к сложным проблемам, происходящим в мультикультурном российском обществе, формирования у них умения применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

«Этнопсихология» входит в перечень дисциплин (модулей) базовой части учебного плана. «Этнопсихология» изучается в 6 семестре, поэтому курс строится на знаниях по ранее изученным дисциплинам: психологии личности, общей психологии, общего психологического практикума. В этом качестве курс  развивает содержание таких дисциплин, как «Общая психология», «Психология личности», «Введение в клиническую психологию», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Культурология», «Социология». В свою очередь он закладывает основу для изучения таких базовых дисциплин, как «Педагогическая психология», «Педагогика».


 Введение Курс «Психология и педагогика» - учебная дисциплина, позволяющая обобщить, актуализировать и интегрировать знания, полученные  в процессе изучения предметов культурологического,  социологическиого и историко - философского плана. Курс ориентирован на реализацию тезиса К.Д.Ушинского, согласно которому воспитать человека во всех отношениях можно только  изучив его во всех отношениях. В этом смысле учебный курс  «Психология и педагогика» призван раскрыть  психолого-педагогические  основы  образования, воспитания и  становления растущего Человека с точки зрения биологических, психологических и социокультурных факторов. Ключевые изменения в различных сферах российского общества вызвали необходимость методологического  анализа, всестороннего видения сущности прогнозных сценариев  трасформации человеческого капитала, особенностей  формирования его духовно-нравственого и компетентностного потенциала и решить задачу    профессиональной подготовки учителя  в сферах образования, воспитания и социализации.

Цель курса: формирование у студентов системы научных  знаний о воспитании, обучении и развитии подрастающих поколений на основе  интеграции психологии  и педагогики.

Задачи курса:

1 Изучение общих  психолого-педагогических основ  развития личности растущего человека в процессе образования, воспитания и социализации.

2.Знакомство с современной системой образования, стратегией современных образовательных реформ.

3 Развитие  практических умений и навыков   в проектировании и поддержке процессов в образовании, воспитании и социализации.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к базовой части ООП направления «Филология». Курс «Психология и педагогика» предполагает изучение личности  растущего человека как субъекта психической жизни; выделяет такие стороны ее жизнедеятельности как общение, игра, учение и деятельность, рассматривает  единство сознания и деятельности; условия и факторы  формирования когнитивной, эмоционально-волевой и  поведенческой сфер.            Программа курса «Психология и педагогика» содержит в себе основы знаний из области общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, психодиагностики, психологии личности, общей педагогики, которая содержит четыре раздела: общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания, управление образовательными системами.

Курс предполагает знакомство с традициями и инновациями системы образования с позиций историко-культурного и компаративистского подходов. Сравнительный анализ систем образования строится на основе  изучения и анализа законодательных актов, педагогической документации, общественно-политической и психолого-педагогической периодики, трудов  педагогов - исследователей, материалов  международных организаций

(ООН, ЮНЕСКО), региональных и всемирных психолого-педагогических документов.

Кроме того, изучение курса  «Психология и педагогика»  поможет студенту развить креативность мышления, повысить психолого-педагогическую культуру, осознать свою позицию, понимать и анализировать свои установки при восприятии различных людей, познакомиться с диагностическим измерительным инструментарием по выявлению практико-ориентированной  эффективности образовательной и воспитательной систем, уровней развития рефлексии в отношении самооценки нравственного сознания и поведения, показателей эффективности деятельностных социальных инициатив детей и молодежи в пространстве макро - и микросоциума, видеть и понимать индивидуальные особенности детей, их учитывать в общении с ними.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-закономерности и принципы психолого-педагогической науки и практики;

-категориальный аппарат  психологии и педагогики в вопросах образования, воспитания и социализации детей и молодежи;

-генезис психолого-педагогических идей в истории отечественного образования и педагогической мысли  XXI века.

 

Уметь:

 -теоретически  обосновать  и на практике проверить психолого-педагогические условия эффективности образования, воспитания и социализации детей и молодежи;

-проектировать  инновационные процессы в образовании;

- выявлять  факторы социализации;

 - апробировать технологии воспитания;

-  построить алгоритм управленческого цикла деятельности руководителей образования.

 

Владеть:

- экспериментальными диагностическими методиками изучения общепсихологических  и педагогических  явлений;

- навыками подготовки  проектов, программ, рекомендаций   для субъектов государственных и общественных структур в сфере образования, воспитания и социализации детей и молодежи;

- диагностическими средствами с ориентацией на практику в образовательно-воспитательной деятельности отечественной  школы и других социальных институтов.

 

Рабочая программа разработана:  к. п.н., старшим преподавателем кафедры психологии филиала МГУ в Севастополе Н.Н.Дубининой.