Целью освоения дисциплины «Введение в клиническую психологию» является формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации.

Дисциплина «Введение в клиническую психологию» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой части.  

Освоение дисциплины  должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология».

Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-       основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной  клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии.

-       цели и задачи, стоящие перед клинической психологией.

-       основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях.

-       основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики.

-       основные направления деятельности клинического психолога: психологическая   диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования.

-       основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии.

Уметь:

-       применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии, клинической психологии зрелого возраста и клинической геронтопсихологии.

-       применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации.

-        применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других  прикладных областях психологии.

Владеть:

-        основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств).

-        приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации.

-        основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения.

-        основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация).

             Иметь опыт:

-         в решении стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.


Специальная психология – дисциплина, изучающая психологические особенности детей с различными нарушениями в психической и физической сфере, с умственной отсталостью и задержкой психического развития и т.д.

Целью освоения дисциплины «Специальная психология» является знакомство с особенностями людей с отклоняющимся от нормы психическим развитием, которые имеют особые образовательные и жизненными потребности и возможности, а также  усвоение основных принципов и задач психологической диагностики, консультирования, коррекции и психологического сопровождения детей и подростков с различными типами дизонтогенеза.

Дисциплина «Основы нейропсихологии» дает представление о предмете и задачах нейропсихологии, основных направлениях нейропсихологии, проблеме локализации высших психических функций, понятиях: нейропсихологический симптом, синдром, фактор, методах нейропсихологического исследования, концепции структурно-функциональных блоков мозга.


Дисциплина «Основы патопсихологии» направлена на формирование у студентов компетенций, способствующие адекватным представлениям о месте, роли и значении патопсихологии в развитии психологической науки в целом и в практической деятельности психолога в частности, о базовых принципах патопсихологического исследования (патопсихологического эксперимента) и методических подходах к решению задач патопсихологической диагностики с применением синдромального анализа.