Целью освоения дисциплины «Введение в клиническую психологию» является формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации.
Дисциплина «Введение в клиническую психологию» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой части.
Освоение
дисциплины должно опираться на знания,
умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая психология»,
«Психология развития и возрастная психология».
Планируемые результаты обучения
по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии.
- цели и задачи, стоящие перед клинической психологией.
- основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях.
- основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики.
- основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования.
- основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии.
Уметь:
- применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии, клинической психологии зрелого возраста и клинической геронтопсихологии.
- применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации.
- применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии.
Владеть:
- основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств).
- приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации.
- основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения.
- основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация).
Иметь опыт:
- в решении стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
- Преподаватель курса: Назарова Лина
Специальная психология – дисциплина, изучающая психологические особенности детей с различными нарушениями в психической и физической сфере, с умственной отсталостью и задержкой психического развития и т.д.
Целью освоения дисциплины «Специальная психология» является знакомство с особенностями людей с отклоняющимся от нормы психическим развитием, которые имеют особые образовательные и жизненными потребности и возможности, а также усвоение основных принципов и задач психологической диагностики, консультирования, коррекции и психологического сопровождения детей и подростков с различными типами дизонтогенеза.
- Преподаватель курса: Назарова Лина
Дисциплина «Основы нейропсихологии» дает представление о предмете и задачах нейропсихологии, основных направлениях нейропсихологии, проблеме локализации высших психических функций, понятиях: нейропсихологический симптом, синдром, фактор, методах нейропсихологического исследования, концепции структурно-функциональных блоков мозга.
- Преподаватель курса: Назарова Лина
Дисциплина «Основы патопсихологии» направлена на формирование у студентов компетенций, способствующие адекватным представлениям о месте, роли и значении патопсихологии в развитии психологической науки в целом и в практической деятельности психолога в частности, о базовых принципах патопсихологического исследования (патопсихологического эксперимента) и методических подходах к решению задач патопсихологической диагностики с применением синдромального анализа.
- Преподаватель курса: Назарова Лина