Дисциплина «Рекреация и заповедное дело» входит в модуль «Социально-экономические аспекты природопользования» вариативной части ООП по направлению подготовки «География».

Целью изучения дисциплины является освоение научно-методических основ пространственного анализа взаимодействия и взаимовлияния рекреационного и природоохранного природопользования, которые развиваются на одной территории или в непосредственной близости.

Основные задачи дисциплины:

- формирование научно-методической основы и практических навыков, основных подходов, для анализа территориальных проблем природопользования, связанных с рекреацией и охраняемыми территориями (ОПТ), формированием рекреационных систем регионального и локального уровней, согласно междисциплинарным научным направлениям: «устойчивое развитие» и «рациональное природопользование»;

- ознакомление с основными понятиями и представлениями в рекреационной географии связанными с эколого-географическими подходами к анализу геоконфликтных ситуаций в природопользовании, развитии рекреационных и охраняемых территорий, их функции в поддержании экологического равновесия в регионе; определение зависимости формирования рекреационных территорий в непосредственной близости от ОПТ разного уровня;

- ознакомление с основными методами определения рекреационных нагрузок и предельно допустимых изменений охраняемых ландшафтов в процессе рекреационного природопользования;

- ознакомление с глобальными сетями ООПТ, природным наследием, основой здоровья и качества жизни; отечественным и мировым опытом организации экологических каркасов, сетей;

- используя отечественный и зарубежный опыт организации рекреационного природопользования на ООПТ,-  научить, как с помощью экологических троп, экологического, зеленого и сельского туризма, регулируя потоки туристов и нагрузку на природные комплексы организовать «учебные классы природы»;

- познакомить с организацией и управлением зеленой инфраструктурой (экологические сети, экологические каркасы и др.) на локальном, региональном и национальном уровнях: в России  и  других странах.

 

Дисциплина рассчитана на студентов четвертого курса отделения «География». Программа курса должна обеспечить приобретение знаний и умений в соответствии с государственными образовательными стандартами, содействовать фундаментализации образования, формированию мировоззрения и развитию мышления студентов. Опирается практически на все предыдущие дисциплины 1-3 курсов и, непосредственно, на «Ландшафтоведение , «Основы природопользования», «География населения с основами демографии», «Развитие и преобразование географической среды», «Физическую географию материков», «География мирового хозяйства», «Социально-экономическая география России» и др.

 


Дисциплина «Основы природопользования» входит в модуль «Введение в геоэкологию и природопользование», вариативной части профессионального цикла ОС МГУ по направлению подготовки  «География» (бакалавр)».

 Целью освоения дисциплины является:

-   Познакомить с теоретические аспектами природопользования, практическими методами изучения и вопросами  рационализации природопользования. 

Задачи дисциплины:

-     Рассмотреть системные подходы к изучению, рационального и нерационального природопользования, познакомить с основной терминологией и подходами разных наук (географии, экологии, экономики, управления) к анализу региональных проблем природопользования.

-     Познакомить с классификациями основных видов и типов природопользования, историей и факторами их формирования.

-     Определить географические аспекты достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционирования и совершенствования хозяйственного механизма природопользования на региональном уровне

Дисциплина «Основы природопользования»  изучается после дисциплины «Введение в природопользование» в 3м семестре. Логически, содержательно и методически данная дисциплина связана с курсами: «Землеведение», «Ландшафтоведение», «География почв с основами почвоведения», «Социально-экономическая география», «История», «География населения с основами демографии», «Основы общественного производства», «Основы экологии», «Основы природопользования», «Ресурсопользование» и другими

 

 


Дисциплина «Введение в природопользование» входит в модуль «Введение в геоэкологию и природопользование», вариативной части профессионального цикла ОС МГУ по направлению подготовки  «География» (бакалавр)».

Целью освоения дисциплины является:

Ознакомление студентов-географов с формирующейся теорией географического природопользования на основе подходов и принципов экоразвития, в том числе с особенностями Московской школы рационального природопользования Географического факультета МГУ, познакомить с региональными концепциями рационализации природопользования Севера и Юга России;

раскрыть неотъемлемую связь рационализации и оптимизации природопользования и устойчивого развития регионов.

 

Задачи дисциплины:

 - показать роль природопользования как регулятора сбалансированного развития региональной социоприродной системы, а также его роль в сохранении природного капитала мире, России, разных регионах;

- ознакомить с имеющимися подходами к оптимизации современной структуры природопользования в целях перехода к устойчивому развитию регионов;

- на конкретных примерах, показать основные навыки и подходы к проведению пространственного анализа устойчивого развития и рационального природопользования на региональном уровне.

Дисциплина «Введение в природопользование» изучается в 3м семестре. Логически, содержательно и методически данная дисциплина связана с курсами: «Землеведение», «Ландшафтоведение», «География почв с основами почвоведения», «Социально-экономическая география», «История», «География населения с основами демографии», «Основы общественного производства», «Основы экологии», «Основы природопользования», «Ресурсопользование» и другими


Дисциплина «Природное и культурное наследие» входит в вариативную часть профессионального цикла ОС МГУ по направлению подготовки 021000 «География» (бакалавр)», модуль "Научно-прикладные основы геоэкологии и природопользования"

Целью освоения дисциплины «Природное и культурное наследие» является ввсестороннее изучение феномена наследия, стратегий сохранения и эффективного использования природного и культурного наследия как одного из важнейших ресурсов человечества, определяющего его социально-экономическое и социо-культурное развитие..

 

Основные задачи дисциплины:

 

–        создать представление о фундаментальной роли наследия в формировании важнейших общественных процессов и устойчивом развитии. Наследие рассматривается как широкая категория, включающая не только движимые и недвижимые памятники истории, культуры и природы, но и живую традиционную культуру, традиционные культурные ценности, традиционные формы природопользования, этнокультурную среду и природное окружение как системное образование, в котором отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей среды;

–        сформировать представление и признание особой роли территориального похода в сохранении наследия, при котором основным объектом охраны и использования становится территория со всем многообразием присущих ей элементов наследия, сохранившимися формами традиционной культурной и хозяйственной деятельности, исторически сложившимися системами расселения;

–        научить рассматривать деятельность по охране и использованию наследия в качестве органической части комплекса современных социо-культурных и экономических процессов.

Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с базовыми курсами: «Ландшафтоведение», «История», «Общее землеведение», «Физическая география мира», «Социально-экономическая география мира», «География населения с основами демографии», «Основы природопользования», «Экология с основами биогеографии» и другими географическими дисциплинами.

Региональная специфика дисциплины заключается в рассмотрении в ходе лекционного курса и семинарских занятий объектов природного и культурного наследия Крымского полуострова и Причерноморья с проведением выездных занятий. В качестве базовых объектов выступают: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Древний город Херсонес Таврический и его хора» (2013) и  объекты, внесенные в Предварительный список Всемирного наследия: «Культурный ландшафт пещерных городов крымской Готии» (2012), «Бахчисарайский дворец крымских ханов» (2007), «Комплекс памятников Судакской крепости 6-16 вв.» (2007).


Дисциплина «Ресурсопользование» относится к профессиональный циклу, -вариативная часть, модуль  «Социально-экономические аспекты природопользования».

Целью изучения дисциплины «Ресурсопользование» является освоение научно-методических основ дисциплины как части междисциплинарного направления  «Ресурсоведение» и неотъемлемой части синтетического направления «рациональное природопользование», «устойчивое развитие территорий», а также рассмотрение прикладных аспектов, связанных с анализом и оценкой природных ресурсов, характерных для географии природных ресурсов как  части социально-экономической географии. Формирование у студентов геосистемных представлений о единстве, взаимосвязи и взаимозависимости, природной, социальной и экономической систем, развивающихся на территориях локального, регионального и глобального уровней; утверждение геоэкологического мировидения и высокой ответственности социума за судьбы земной природы.

         Задачи дисциплины:

- формирование научно-методической основы и практических навыков, основных подходов для анализа природно-ресурсного потенциала территории на локальном региональном и глобальном уровнях, согласно междисциплинарным направлениям «рациональное природопользование» и «устойчивое развитие»;

- ознакомление с теориями экоразвития и определение места и роли природных ресурсов в развитии человечества;

- ознакомление с основными концепциями и представлениями, классификациями в физической и социально-экономической географии, связанными с природными ресурсами;

- ознакомление с основными подходами и методиками оценки природных ресурсов в географии, экологии, экономике и управлении региональным развитием, эколого-географическими и эколого-экономическими принципами их оценки и освоения;

- рассмотрение эколого-географических и эколого-экономических особенностей ресурсопользования, связанных с использованием основных групп ресурсов и природных ресурсов в частности.

Дисциплина «Ресурсопользование» изучается в 8м семестре и строится на знаниях дисциплин 1-4 курсов

«Ресурсопользование» – один из немногих синтезирующих курсов среди изучаемых в университете географических дисциплин, связанных с пониманием средств общественного развития. Его по-настоящему университетский, интегральный характер обусловлен сопряженным использованием физико-географических, экологических, социально-экологических, социально-экономических, экономических, отчасти,  технологических и историко-культурологических научных основ. Курс нуждается в предварительном изучении студентами подстилающих отраслевых физико-географических, социально-экономических и общегеографических дисциплин, а также общегуманитарных дисциплин.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для приобретения знаний в следующих научно-практических направлениях: теория и практика организации окружающей среды и  культурного пространства для развития человечества, оценка природных условий и ресурсов для целей рационального природопользования, эколого-географическая и геоэкологическая  экспертиза хозяйственных проектов, ландшафтное планирование, организация и управление производством, региональным развитием  с учетом экологических параметров среды.


 "Ландшафтоведение", курс.Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть, модуль «Землеведение».

 «Ландшафтоведение» – один из немногих синтезирующих курсов среди изучаемых в университете географических дисциплин первого года обучения. Его по-настоящему университетский, интегральный характер обусловлен сопряженным использованием физико-географических, экологических, социально-экологических, эколого-экономических и историко-культурологических научных основ. Курс нуждается в предварительном изучении студентами подстилающих отраслевых дисциплин как  естественнонаучного так и, общественнонаучного направления: таких как землеведение, топография, геоморфология, география почв, гидрология, биогеография, климатология с основами метеорологии, основ социально-экономической географии  и др.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для приобретения знаний в следующих научно-практических направлениях: теория и практика культурного ландшафтного строительства, оценка природных условий и ресурсов для целей рационального природопользования, ландшафтно-экологическая экспертиза хозяйственных проектов, ландшафтное планирование, ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн, и другие.

1.Целью изучения дисциплины «Ландшафтоведение» является освоение научно-методических основ и прикладных аспектов ландшафтной географии и ландшафтной экологии. Формирование у студентов геосистемных представлений о единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среде человечества; утверждение геоэкологического мировидения и высокой ответственности социума за судьбы земной природы.

 

2. Задачи изучения дисциплины . Дисциплина предусматривает изучение:

– эволюции ландшафтно-экологической научной мысли;

– концептуальных основ ландшафтоведения в рамках геосистемной парадигмы;

– вертикальной и горизонтальной структуры ландшафтов;

– иерархического устройства и полиструктурности ландшафтной оболочки;

– генезиса, эволюции, функционирования и динамики природных геосистем;

– факторов и механизмов формирования антропогенных ландшафтов;

– структуры и функционирования сельскохозяйственных, лесохозяйственных, городских, промышленных и рекреационных ландшафтов;

– ландшафтно-экологических принципов и методов рационального природопользования, охраны природы, территориального ландшафтного планирования и проектирования культурных ландшафтов.

Теоретические знания подтверждаются учебными полевыми занятиями в течение второго семестра и летней полевой практикой по ландшафтоведению в рамках общегеографических практик после 2 семестра обучения.


Дисциплина «Социально-экономическая география мира» входит в блок «Общепрофессиональных дисциплины» базовой части ООП. Данная дисциплина включена в модуль «Социально-экономическая география».

Для географической науки изучение социально-экономической географии мира имеет исключительно важное и многоаспектное значение. Подходы и методы, использующиеся в социально-экономической географии,  являются основой для локальных, региональных и глобальных  тематических исследований, проектирования,  экспертиз, научных и прикладных задач. Предмет изучения социально-экономической географии, как системы общественных наук в географии – территориальная организация общества, ее законы и закономерности. В настоящее время складывается как система общественных наук, куда входят экономическая, социальная, политическая, рекреационная, культурная и другие гетерогенные направления географии. В центре изучения - человек, общество и их взаимоотношения со средой (в триаде природа-общество-хозяйство). Социально-экономическая география тесно связана с современными теориями экоразвития (коэволюции, коадаптации, рационального природопользования, устойчивого развития и других). Поэтому для усвоения данной дисциплины необходимо владеть базовыми компетенциями, основанными на знании общих основ географии, математики и истории.

Освоение дисциплины «Социально-экономическая география мира», необходимо в качестве предшествующей для всех дисциплин, оперирующих пространственно распределенной информацией, связанной  с человеком, обществом и его развитием,  а также для понимания основ взаимодействия общества и природы на локальном, региональном и глобальном уровнях,  в том числе,-  для прохождения учебных и производственных практик.

1. Целью освоения дисциплины «Социально-экономическая география мира» является:

 -  ознакомление и формирование у студентов целостной, концептуальной основы базовых знаний о географической картине мира  на основе пространственной, экономической и социальной парадигмы, как основы развития отечественной социально-экономической географии.

2. Задачи изучения дисциплины:

- дать общее представление об экономической и социальной географии в системе                        географических и общественных наук;

- ознакомить с основными этапами  развития социально-экономической географии, ее                  современными направлениями  и методами исследования;

- познакомить с основным понятийно-терминологическим аппаратом социально-экономической географии:

- дать представление о сущности территориальной организации общества и  его универсальных закономерностях;

-  дать представление о методах регионального управления;

- выработать методические и практические навыки анализа территориальной организации общества и его подсистем на различных территориальных уровнях;

- сформировать представление о пространственной, экономической и социальной                      парадигмах как концептуальных основах экономической и социальной географии;

- рассмотреть экономико-географический аспекты глобальных проблем современности;

- рассмотреть экономико-географические аспекты развития СНГ, России и Украины, Крыма, Севастополя.

3. Для усвоения базовых знаний по социально-экономической географии мира необходимо усвоить следующие дисциплины: «Высшая математика», «История», «Землеведение» и компонентных физико-географических дисциплин.   В свою очередь, освоение данной дисциплины необходимо для изучения таких курсов базовой части профессионального цикла, как «География населения с основами демографии», «Экономическая и социальная география России», других, а   также для прохождения учебных и производственной практики.