Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.


Знать:

— основные положения и концепции в области теории коммуникации, анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития русского языка как государственного.

Уметь

— готовить научные обзоры, аннотации, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований;

— участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представлять  материалы собственных исследований;


Владеть:

— нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;

— базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов;

— владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов

Иметь опыт:


4. Формат обучения ____________дневной____________


5. Объем дисциплины (модуля) составляет __4___ з.е., в том числе ___144__ академических часов, отведенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (аудиторная нагрузка), ___72__ академических часов на самостоятельную работу обучающихся. 


Основным объектом изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является литературный русский язык – государственный язык Российской Федерации – в качестве профессионального инструмента журналистов в их речевой деятельности. В содержательном плане данная дисциплина представляет собой рассмотрение русского языка как системы, а также его функциональных разновидностей и стратификацию на литературный язык и нелитературные страты. Цель дисциплины – совершенствование языковой компетенции будущих журналистов, ее задачи – закрепление навыков нормативного словоупотребления, слово- и формообразования, правописания, пунктуационной грамотности, формирование у обучающихся навыков грамматического анализа синтаксических единиц разного уровня. В целом – формирование профессиональной культуры речи работника средств массовой коммуникации.

 Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к профессиональному циклу Б.3. (базовая часть). Она представляет собой первую часть языкового модуля, за ней следуют дисциплины – «Практическая стилистика» и «Литературное редактирование». В качестве входных знаний она опирается на курс русского языка и культуры речи, пройденный студентами в средней школе, поэтому студенты должны: иметь представление в объеме школьной программы о системе русского языка, ее уровнях и единицах. Они также должны иметь общие представления о смысловых группировках лексики в лексикологии, о типах фразеологизмов; о классификации морфем и основных способах словообразования; о системе синтаксических связей и синтаксических отношений; понимать роль языковых норм как регуляторов употребления литературного языка в качестве средства повседневного и профессионального общения и творчества.

В ходе изучения последующих дисциплин общепрофессионального цикла («Практическая стилистика» и «Литературное редактирование»), соответствующих спецкурсов и спецсеминаров, профессионально-творческих практикумов, а также дисциплин профилизации студенты учатся применять полученные знания, относящиеся к нормативным и экспрессивным аспектам русского литературного языка, в контексте задач будущей авторской и редакторской работы.

Морфология (4 кредита)

36 лекций, 44 семинарских, 64 часа самостоятельной работы

Контрольные мероприятия – 2 контрольных работы, экзамен (+ консультация)

 

Лекции – Н.К.Онипенко

Семинарские занятия – Ю.Л.Ситько

 

 

Календарное планирование

Март-апрель

Семинраские занятия – 14 часов (Ю.Л.Ситько)

 

Тематическое планирование

MAPТ-АПРЕЛЬ (III семестр):

Семинарские занятия (соединяют морфемику и морфологию, основы языкознания и морфологию).