1. Цель и задачи освоения дисциплины.

 Целью освоения дисциплины «Математика для экономистов» является:

- знакомство студентов с основами математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач экономики;

- привить студентам навыки самостоятельного изучения математической литературы;

- развить логическое и алгоритмическое мышление;

- воспитать абстрактное мышление и умение строго излагать свои мысли.

 Основная задача дисциплины:

- дать фундаментальную подготовку в области математических понятий и методов, используемых в анализе экономических задач с помощью математического моделирования;

- развить навыки моделирования и решения задач, а также анализа полученных результатов;

- дать студентам некоторое представление о банке наиболее распространенных математических моделей, научить их ориентироваться в этом банке моделей, чувствовать границы применимости представленных моделей и уметь применять их при поиске различных экономически обоснованных решений.

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО:

Во 2 семестре студенты отделения экономически изучают дисциплину «Математика для экономистов»

Логически, содержательно и методически данная дисциплина связана с такими базовыми курсами как «Линейная алгебра» и «Математический анализ». Дисциплина нацелена на формирование навыков приме­нения количественных методов анализа для подготовки и принятия обоснованных экономических решений и знакомит студентов с практическим применением математического модельного инструментария дня нахождения опти­мальных решений в конкретных экономических ситуациях. Основу данного курса составляют детерминированные и теоретико-игровые методы и модели. Большое внимание уделяется не только подробному изучению различных типовых математических моделей и методов их построения, но и их экономической интерпретации. Не будет большим преувеличением утверждать, что любое математическое приложение в экономической практике на том или ином этапе сводится к решению математической задачи. Курс опирается на хорошее знание линейной алгебры и математического анализа

Риск присутствует в нашей жизни повсеместно. Сначала мы думаем, как заработать деньги, а потом - либо как  их потратить сегодня, либо как сохранить в течение какого-то периода и приумножить для будущих трат.

Процесс осуществления любой экономической деятельности в той или иной мере сопряжен с риском. Он возникает тогда, когда реальные события отличаются от ожидаемых. C развитием рыночных отношений большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим.

Ясно, что успех в мире бизнеса решающим образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии хозяйственной и предпринимательской деятельности.  Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще (это практически невозможно), а предвидение и снижение его до минимального уровня.

Кроме того, отсутствие риска, т.е. опасности возникновения непредсказуемых и нежелательных для фирмы, компании, банка, предприятия последствий, как правило, вредит экономике, поскольку подрывает ее динамичность и эффективность.

Данный курс знакомит слушателей с математическими методами выбора наилучшего решения в условиях риска и неопределенности.

В результате изучения курса "Управление рисками" Вы не только познакомитесь с банком уже имеющихся математических моделей , но сможете принимать обоснованные решения в зависимости от сложившейся ситуации и вашего отношения к риску.

Аннотация курса: дается описание сравнительно несложного математического инструментария для решения ряда простейших ключевых задач  с применением детерминированных, стохастических и игровых методов, возникающих при рассмотрении стандартных задач в управлении и экономике.

Учебная задача: основная учебная задача курса состоит в том, чтобы дать доступное рабочее представление об аппарате, необходимом для понимания эффективности математических подходов к проблеме поиска управленческих решений, и научить слушателей ориентироваться в банке типичных математических моделей для решения типовых задач в экономике, бизнесе, управлении и т.д..


Дисциплина «Количественные методы в прикладной экономике» входит в вариативную часть ОС МГУ по направлению подготовки «Экономика» (бакалавр). Логически и содержательно – методически данная дисциплина связана с базовыми курсами профессионального цикла «Стратегическое управление предприятием», «Управление потенциалом предприятия», «Экономическая диагностика», «Микроэкономика», «Макроэкономика». 

Дисциплина нацелена на формирование навыков приме­нения количественных методов анализа для подготовки и принятия управленческих решений. Дисциплина знакомит студентов с тремя основными математическими моделями: детерминированными, стохастическими и теоретико-игровыми. 

 Для успешного освоения дисциплины студент должен знать и уметь при­менять математические методы решения линейных оптимизационных задач, включая методы линейного программирования и теории двойственности, транспор­тную задачу и задачу о назначениях (в рамках дисциплины «Исследо­вание операций»), а также владеть математическим аппаратом линейной алгебры, математического анализа,теории вероятностей и математической статистки, теории игр.


Курс линейной алгебры является наряду с курсом математического анализа базовым в математическом образовании студентов-экономистов. Линейная алгебра занимает важное место, поскольку этот раздел широко используется в таких математических курсах, как теория вероятностей и математическая статистика, методы оптимальных решений, теория игр, эконометрика и т.д. Объединение линейной алгебры и аналитической геометрии в один курс делает алгебраические понятия и факты более воспринимаемыми, а геометрические исследования компактными. Не будет большим преувеличением утверждать, что любое математическое приложение в экономической практике на том или ином этапе сводится к решению алгебраической задачи. Курс опирается на хорошее знание школьного курса алгебры и начал математического анализа.


Курс математики является базовым в математическом образовании студентов-управленцев. Успехи использования математических методов и стиля мышления в естественных науках с необходимостью, но, разумеется, не сразу привели к мысли о том, чтобы включить в сферу математического влияния и проблемы экономики и управления.

На первый план выходит  не задача создания все новых и новых образцов техники, а проблема организации и управления, причем управления не только (и не столько)  машинами, но и людьми, сложными человеко-машинными системами. А это означает, что ответственные решения должны приниматься на основе предварительных прикидок и расчетов («семь раз отмерь – один раз отрежь»). Не случайно, поэтому в наши дни наблюдается бурный рост математических методов во всех областях практики: вместо того, чтобы пробовать и ошибаться по отношению к реальным объектам, люди предпочитают делать это на моделях.

Положение усугубляется еще и тем, что на протяжении одной человеческой жизни техника и технологии, а вместе с ними и среда, требования и навыки сменяются настолько быстро, что опытные люди, умеющие приводить эту технику в действие и разумно управлять ею, просто не успевают сформироваться - ведь для того, чтобы сложились традиции, нужно время. Испытанный метод проб и ошибок в наши дни часто теряет свою универсальность: слишком катастрофически могут оказаться ошибки и слишком мало времени отпущено для проб. Становиться все более ясным, что сегодня меньше, чем когда-либо ранее, допустимы произвольные, чисто волевые решения.

 Не будет большим преувеличением утверждать, что любое математическое приложение в экономической практике на том или ином этапе сводится к решению математической задачи. Курс опирается на хорошее знание школьного курса алгебры и начал математического анализа.


В 4 семестре студенты изучают курс «Методы оптимальных решений», который является обязательным. Основу данного курса составляет линейное программирование. Большое внимание уделяется не только подробному изучению симплексного метода, но и его экономической интерпретации. Подробно обсуждается теория двойственности и анализ чувствительности модели. В курсе изучаются также транспортная задача и задача о назначениях. Дается представление о методах целочисленного программирования и о сетевых моделях. От студента, изучающего курс, требуется хорошее владение методами линейной алгебры и математического анализа.