Дисциплина «Введение в квантовую физику» является частью модуля «Общая физика» и предназначена для подготовки бакалавров по естественнонаучным направлениям. Ее основное назначение - содействовать получению фундаментального (базового) высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности, как ученого и преподавателя. При изучении дисциплины следует формировать интерес углублению и расширению знаний по физике (будущей специальности выпускника). При этом необходимо донести то, что окружающий нас мир по своей сути квантовый, и лишь систематическое знание физических закономерностей позволяет получить верный целостный взгляд на него.

Актуальность изучения квантовой физики обусловлена ведущей ролью фундаментальных наук в познании природы, развитии техники и технологий, улучшении качества жизни. Поэтому, курс имеет мировоззренческую и методологическую направленность, чтобы  сформировать у студентов единую, стройную, логически непротиворечивую физическую картину окружающего нас мира природы. Следует учитывать, что создание такой картины происходит поэтапно, путем детального и анализа обобщения экспериментальных результатов и на их основе производится построение адекватных квантово-механических моделей наблюдаемых явлений, со строгим обоснованием приближений и рамок, в которых эти модели действуют. Кроме того, в рамках единого подхода необходимо рассмотреть все основные явления и процессы, происходящие в природе, как на микро-, так и на макро- уровнях, установить связь между ними, вывести основные квантовые законы и получить их выражение в виде математических уравнений. При этом нельзя ограничиваться чисто понятийными понятиями, а необходимо научить студентов количественно решать конкретные задачи.

При отборе материала в первую очередь учитывалась необходимость обеспечить наиболее полное раскрытие предмета изучения, целей и задач данной дисциплины. В связи с выше изложенным, программа дисциплины «Введение в квантовую физику» ориентирована на компетентностный подход в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использовании современных инновационных педагогических технологий.


Дисциплина «Современные концепции естествознания» является общеобразовательной и предназначена для подготовки бакалавров по гуманитарным направлениям. Ее основное назначение - содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. При изучении дисциплины не требуется делать акцент на будущей специальности выпускника. Необходимо довести наиболее универсальные методы и законы современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира.

Актуальность проблем естествознания обусловлена ведущей ролью естественных наук в познании природы, развитии техники и технологий, улучшении качества жизни. Поэтому ознакомление студентов с естествознанием и формирование у них целостного взгляда на окружающий мир необходимы в связи с тем, что в настоящее время рациональный естественнонаучный метод проник и продолжает проникать и в гуманитарную сферу. Он участвует в формировании сознания общества и, вместе с тем, приобретает все более универсальный. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность дисциплины.

Основная идея дисциплины – передача будущим специалистам-гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, что позволит им увидеть и понять единую картину мира.

При отборе материала в первую очередь учитывалась необходимость обеспечить наиболее полное раскрытие предмета изучения и задач данной дисциплины. Содержание дисциплины подразумевает целостное описание природы и человека, как её составной части, на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте. Такой подход объективно предполагает присутствие элементов истории и философии науки.

Курс предусматривает междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании. Его методология заключается в восхождении по уровням организации эволюционизирующего материального мира к человеку как биопсихосоциальному существу, затем - к взаимодействиям биосферы и цивилизации.

Программа дисциплины «Современные концепции естествознания» ориентирована на компетентностный подход в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использовании современных инновационных педагогических технологий. Знакомство с естественнонаучным методом познания способствует развитию у них критического мышления, формированию культуры дискуссии и ответственной аргументации - качеств, необходимых каждому члену современного гражданского общества. Для этого программой предусмотрена разработка студентами реферата на выбранную ими тему из предлагаемого меню, или на тему (по согласованию с преподавателем), предложенную самими студентами.