Курс "Введение в специальность" включён в список дисциплин по выбору по направлению 46.03.01. "История". Основная цель данного курса — дать целостное представление об истории как науке, её роли и месте в общей системе наук; раскрыть её особенности и структуру, рассмотреть объект и предмет, источники, основные принципы и подходы, а также функции и методологию исто-рии, показать единство всемирного исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства и место России в нем. Задачи курса: 1. Заложить основы подготовки будущего историка, способного успешно решать поставленные задачи в рамках направления подготовки «история». 2. Сформировать цельное видение исторического процесса. 3. Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим дисциплинам. Последовательность изучения основных тем учебного курса «Введение в специальность» согласуется с поставленными целями, а также с необходимостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам эволюции духовных ценностей и совершенствованию общества во все периоды истории человечества как главным феноменам развития. При составлении программы учтен опыт периодизации всеобщей истории как отечественной, так и зарубежной исторической науки (в том числе такого её направления, как «Новая историческая наука» или школа «Анналов»). 2. Место дисциплины в структуре ООП. Программа «Введение в специальность» предваряет изучение базовых дисциплин по отечественной и всемирной истории, закладывает базис для их успешного усвоения студентами.
Курс «История России с древнейших времен до начала XIХ века» включен в список базовых дисциплин по направлению подготовки 46.03.01. "История". 1. Цель освоения дисциплины. Основная цель курса «История России с древнейших времен до начала XIХ века» — изучить историю России, начиная с ее генезиса до образования и расцвета Российской империи в XVIII веке, включая особенности ее становления, эволюции и взаимодействия с другими странами и народами на фоне мировых и европейских процессов в рамках основных направлений: социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, общественная мысль и общественное движение, культура. Задачи курса: 1. Выявить и раскрыть основные особенности развития России и ее вклад во всемирно-исторический процесс. 2. Рассмотреть многообразие путей исторического развития в рамках славянского и евразийского социумов и место России в них. 3. Сформировать цельное видение сложного и многообразного исторического процесса на примере истории России в рамках мировой истории от ее зарождения до XIX века. 4. Раскрыть основную проблематику развития русской цивилизации, особенности ее формирования и взаимодействия с миром; показать ее роль, место и вклад в мировую историю, особенности и перспективы их исторического пути. 5. Проанализировать исторические корни и специфику русской традиции, духовной и материальной культуры, показать ее эволюцию и исторические связи на протяжении всей истории. 6. Сформировать понимание специфики проявления в истории России наиболее общих закономерностей и тенденций исторического развития, а также понимание возможностей ее настоящего и будущего развития в свете сложившихся исторических условий и традиции. 7. Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим курсам истории за счет сравнительно-исторического подхода, позволяющего раскрыть исторический материал курса в контексте мировой истории. 8. Заложить основы методологической подготовки будущего историка, способного успешно решать поставленные образовательные и исследовательские задачи в рамках курса «История России с древнейших времен до начала XIХ века». 9. Способствовать на примере истории России формированию навыков применения сравнительно-исторического метода. Последовательность изучения основных тем учебного курса «История России с древнейших времен до начала XIХ века» согласуется с поставленными целями, а также с необходимостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам эволюции духовных ценностей и совершенствованию общества во все периоды истории человечества как главным феноменам исторического развития. При составлении программы учтен опыт периодизации всеобщей истории как отечественной, так и зарубежной исторической науки. История России излагается с учетом новейших исследований отечественных и зарубежных специалистов. По ряду дискуссионных проблем оговорены основные подходы и расхождения ученых. Программа состоит из Введения и 3-х основных разделов, включающих в себя введение в историю, рассмотрение вопросов, позволяющих лучше понять феномен русской цивилизации и излагающих все наиболее важные и значимые события истории России. Программа отражает содержание всех разделов учебника «История России с древнейших времен до начала XIХ века» для университетов. При ее разработке учитывался опыт чтения лекционных курсов и проведения семинарских занятий на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и требования типовой программы по истории России с древнейших времен до начала XIХ века, утвержденной для студентов-историков МГУ. 2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к базовой части ООП и входит в профессиональный цикл, позволяя в полной мере использовать все умения и навыки профессионального историка. История России с древнейших времен до начала XIХ века охватывает самый большой период развития русского народа и Российского государства, начиная с возникновения восточных славян и становления Древней Руси и до образования Российской империи вплоть до ее наивысшего расцвета в XVIII веке. Данный период включает в себя несколько этапов развития русской цивилизации, начиная с образования и формирования восточных славян на стадии их перехода от первобытнообщинного к раннефеодальному классовому обществу и образованию Древней Руси, включившей в свой состав почти всю территорию Восточной Европы. Ее история прослеживается от становления и расцвета вплоть до стадии распада и феодальной раздробленности, в результате которой территории Древней Руси стали объектом подчинения и экспансии соседних государств. На следующем этапе своего развития начинается процесс «собирания русских земель», центром которых становится северо-восточная Русь. Ее история рассматривается на протяжении нескольких веков, начиная от становления и борьбы с татаро-монгольскими завоевателями и до формирования сословно-представительной монархии, обретшей черты сильного централизованного государства. Третий этап развития России связан с ее восстановлением после Смуты при новой царской династии Романовых и постепенным переходом от сословно-представительной к абсолютной монархии в форме империи и достижения ею в конце XVIII в. своего наивысшего расцвета. Курс «История России с древнейших времен до начала XIХ века» органически связан с другими курсами, читаемыми в рамках подготовки бакалавров по направлению «История»: «История первобытного общества», «Этнология», «История древнего мира». Курс предшеству-ет и предваряет следующие курсы: «История России XIX – начала ХХ веков» и «История средних веков» Данный курс позволяет студентам-историкам лучше понять исторические процессы в их смысловом многообразии и применить навыки их всестороннего системного изучения.
Курс "История южных и западных славян" включен в список базовых дисциплин по направлению подготовки 46.03.01."История" и преподается студентам II-III курсов во время 3, 4 и 5 семестров. Основная цель курса «История южных и западных славян» — изучить историю южных и западных славян в рамках основных направлений: социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, общественная мысль и общественное движение, культура, дав целостное представление об их истории, роли и месте в мировой и европейской истории; показать роль и место курса истории южных и западных славян и в целом славистики в сис-теме исторических наук. Задачи курса: 1. Выявить и раскрыть основные особенности развития южных и западных славян и их вклад во всемирно-исторический процесс. 2. Рассмотреть многообразие путей исторического развития в рамках славянского социума и место каждой из славянских стран в нем. 3. Сформировать цельное видение сложного и многообразного исторического процесса на примере истории славянских народов и государств в рамках миро-вой истории от их зарождения до сегодняшних дней. 4. Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим курсам истории за счет сравнительно-исторического подхода, позволяющего раскрыть исторический материал курса в контексте общеевропейской истории. 5. Заложить основы методологической подготовки будущего историка, способно-го успешно решать поставленные образовательные и исследовательские задачи в рамках курса «История южных и западных славян». Последовательность изучения основных тем учебного курса «История южных и запад-ных славян» согласуется с поставленными целями, а также с необходимостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам эволюции духовных ценностей и совершенствованию общества во все периоды истории человечества как главным феноменам исторического развития. При составлении программы учтен опыт периодизации всеобщей истории как отечественной, так и зарубежной исторической науки. Дисциплина относится к базовой части ООП и входит в профессиональный цикл, позволяя в полной мере использовать все умения и навыки профессионального историка. Курс «История южных и западных славян» органически связан с другими курсами цикла дисциплин всемирной истории: «История средних веков», «История стран Европы и Америки в Новое время», «История стран Европы и Америки в новейшее время». Курс является также существенным дополнением к базовым курсам по истории России. Он позволяет студентам-историкам лучше понять исторические процессы в их смысловом многообразии и применить навыки их максимально всестороннего системного изучения.
Курс "Теория и практика преподавания истории в школе" включен в список базовых дисциплин по направлению 46.03.01. "История". 1. Цель освоения дисциплины. Основная цель данного курса — ознакомление студентов со спецификой работы в школе, особенностями отношений в школьном коллективе, взаимоотношений учителя с классом и каждым отдельным учеником с учетом его возрастно-психологической характеристики, подготовка их к практической деятельности в школе при выполнении функ-циональных задач учителя. Задачи курса: 1. Заложить основы подготовки будущего историка, способного успешно решать поставленные задачи в рамках направления подготовки «история» в школе. 2. Сформировать цельное видение исторического процесса. 3. Обеспечить возможность получения студентами знаний и умений по следующим вопросам: а). Основные концептуальные подходы и практические навыки изучения и использования знаний по истории в конкретной обстановке преподавания истории в школе; б). Общие закономерности и тенденции исторического развития на конкретных исторических примерах в рамках системного исторического знания; в). Работа с информацией на разных уровнях ее осмысления, организации, усвоения и использования, включая принципы анализа поставленных проблем и грамотное владение сравнительно-историческим методом. г) Работа с детским коллективом в условиях решения конкретных образовательных и воспитательных. Последовательность изучения основных тем учебного курса «Теория и практика преподавания в средней школе» согласуется с поставленными целями, а также с необхо-димостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам практического применения знаний по специальности в условиях специфики детского коллектива. Программа дополняет содержание курсов по истории, решая задачу освоения студентами истории как науки на практическом уровне. Практическая сторона этой работы требует особое внимание уделить не столько самим знаниям по истории, сколько умениям и навыкам, с помощью которых они будут осваиваться, передаваться и использоваться. Поэтому в основу рассмотрения данного курса положены проблемы работы с людьми и с информацией для конкретных познавательных задач. Среди них в первую очередь следует выделить такие вопросы, как особенности работы учителя в классе и отношений между учителем и учеником, специфика истории как учебного предмета, методология изучения, усвоения и подачи истории как системного знания; способы ее подачи, типы различных уроков и формы их проведения, основы дидактики на уроках истории и т.п. Курс усвоения методики преподавания истории в школе находится в ряду базовых дисциплин курса подготовки студентов к педагогической деятельности. Особенности изучения «Теории и практики преподавания истории в средней школе» в Филиале МГУ в г. Севастополе: 1. С учетом географического положения филиала и потенциальных профессиональных потребностей студентов предполагается уделить значительное внимание методике преподавания в школе в условиях полиэтничной культурной среды, с учетом исторических и культурных особенностей народов региона. 2. Повышенное внимание предполагается уделить проблемам взаимодействия двух исторических школ: российской и украинской, для формирования научного системного знания, способствующего лучшему пониманию специфики мотиваций и методологических особенностей изучения и подачи исторического материала с учетом национально-исторической доктрины, принятой в системе образования Украины. Исторически сложившиеся особенности развития взаимоотношений между Россией и Украиной требуют большего внимания к проблемам взаимоотношения двух братских народов с целью их общего конструктивного анализа. 3. Предполагается обеспечивать студентов учебными материалами из электронного собрания преподавателя, а также давать им целевую установку на поиск источников и литературы в сети Интернет с указанием важнейших русскоязычных и иностранных сайтов.