Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» входит в базовую часть профессионального цикла ОС МГУ по направлению подготовки 46.03.01 «История» (бакалавр). Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана базовыми курсами по направлению подготовки 46.03.01 «История», как: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение», «История исторической науки», архивной и библиотечно-археографической практикой.

Изучению курса «Вспомогательные исторические дисциплины» должно предшествовать освоение студентами курсов «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история». Освоение данной дисциплины осуществляется параллельно с освоением курса «Источниковедение».

Для успешного освоения дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» студент должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.

Цель освоения дисциплины: формирование у студента системного знания о комплексе вспомогательных исторических дисциплин как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания, о методах работы с историческими источниками;

 

Задачи освоения дисциплины:

 

Привить студентам следующие знания и умения:

- системные знания о методах вспомогательных исторических дисциплин в изучении исторических источников в системе современного гуманитарного знания;

- применять методы вспомогательных исторических дисциплин для атрибуции исторических источников: установления авторства, времени и места их создания, подлинности;

 

По критерию значимости вспомогательных исторических дисциплин для профессиональной подготовки историков в цикл включены: палеография и архивоведение.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
  • владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);
  • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
  • способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин учебного плана (ПК-1);
  • способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
  • знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК - 3);
  • способность к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи и т.п.) (ПК-13);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:          

  1. Основные этапы развития глаголической и кириллической письменности.

  2. Приемы и методы датировки письменных источников по палеографическим признакам.

  1. Основные правила работы государственных и муниципальных архивов, архивов организаций, архивов научно-технических документов и кино-, фото- и фонодокументов: методические разработки, регламентирующие деятельность учреждений государственной архивной службы, муниципальных архивов, архивов организаций, а также закрепляющие права и обязанности собственника документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации.
  2. Определение основных архивоведческих терминов.
  3. Основные этапы истории архивного дела дореволюционного и советского периодов: эволюцию архивного законодательства, становление органов управления архивным делом.
  4. Современную систему органов управления архивным делом, сеть федеральных, республиканских, областных, городских, районных, муниципальных государственных архивов.
  5. Все разновидности архивных справочников, создаваемые и используемые для различных направлений работы архива, методику их разработки.
  6. Научные основы и методику комплектования архивов, методику и организацию экспертизы ценности документов в архиве.
  7. Методику фондирования документов.
  8. Методику государственного учета документов Архивного фонда РФ.
  9. Основы технологии хранения документов.
  10. Задачи, структуру, научные принципы построения системы научно-справочного аппарата архивов.
  11. Основы архивной эвристики: цели, формы и направления использования документов.
  12. Правовые основы и правила организации обслуживания граждан архивными учреждениями, выполнения социально-правовых, тематических, консульских и других запросов.
  13. Цели, функции, состав документов технотронных архивов, особенности методики работы с кино-, фото-, фоно-, видео- и научно-технической документацией.
  14. Основы информатизации архивного дела; межархивные АИПС, типологию и особенности разработки баз данных, применяемых в архивах, программу информатизации архивного дела РФ.
  15. Основы организации работы архивного учреждения, нормы времен и выработки на основные виды работ в архивах.

 

 

Уметь:         

  1. Осуществлять комплексный палеографический анализ письменных источников, написанных кириллицей.

  2. Работать в архивных фондах.

  3. Систематизировать и анализировать архивные источники различных видов.

  4. Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине

     

Владеть: общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию


Дисциплина «Историческая география» входит в число дисциплин специализации профиля «История России». Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с базовыми курсами по направлению подготовки 46.03.01 «История»: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение», «История исторической науки».

Изучению курса «Историческая география» должно предшествовать освоение студентами курсов «История России (до ХIХ века; XIX – начала ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков».

Для успешного освоения дисциплины «Историческая география» студент должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.



Цели освоения дисциплины. 

- формирование у студента системного знания об исторической географии как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания, о роли пространственных и климатических факторов в историческом процессе;

- выработка системного знания о методах исторической географии в системе современного гуманитарного знания.



Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


 


  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);

  • владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);

  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);

  • способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3);

  • знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК - 3);

  • способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7);

      

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

     

    Знать:


  1. Роль пространства в историческом процессе.

  2. Значение погодно-климатических факторов в историческом процессе.

  3. Основы истории географии.

  4. Изменение политической карты Восточной Европы  (и России в частности) с древнейших времен до наших дней.

  5. Характер и степень антропогенного воздействия на природу в различные исторические периоды.


Уметь:


  1. Характеризовать роль природных факторов в историческом процессе.

  2. Составлять историко-географические обзоры.

  3. Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.

Владеть:


- общепрофессиональными знаниями теории и методов историко-географических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историко-географическую информацию.


Дисциплина «Историческая география древнего мира» входит в число дисциплин по выбору. Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с базовыми курсами по направлению подготовки 46.03.01 «История»: «История Древнего Востока», «История Древней Греции», «История Древнего Рима» и дополняет их.

Изучению курса «Историческая география древнего мира» должно предшествовать освоение студентами курсов «История Древнего Востока»; параллельно с изучением курса «Историческая география» ведется изучение курса «История Древней Греции», «История Древнего Рима».

Для успешного освоения дисциплины «Историческая география древнего мира» студент должен обладать основами знаний по всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.


Цели освоения дисциплины.

- формирование у студента системного знания об исторической географии как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания, о роли пространственных и климатических факторов в историческом процессе;

- выработка системного знания о методах исторической географии в системе современного гуманитарного знания.


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


 


  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
  • способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

Роль пространства в историческом процессе.

  1. Значение погодно-климатических факторов в историческом процессе в древности.

  2. Основы истории географической науки в древности.

  3. Изменение политической карты Древнего мира с V тысячелетия до н.э. по V в.н.э.

  4. Характер и степень антропогенного воздействия на природу в античности.

 Уметь:

Характеризовать роль природных факторов в историческом процессе.

  1. Составлять историко-географические обзоры.

  2. Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.

Владеть:


- общепрофессиональными знаниями теории и методов историко-географических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историко-географическую информацию.

Рабочая программа составлена на основе:

 

- образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Журналистика» в редакции от 22.11.2011 г. с учетом изменений, внесенных в стандарт в соответствии с приказом ректора МГУ № 501 от 27 мая 2015 г. (далее по тексту ОС МГУ);

- Положения о рабочей учебной программе дисциплины высшего профессионального образования (квалификаций «бакалавр» и «магистр»), утвержденного Методическим советом Филиала МГУ в г. Севастополе (протокол № 1-15 от 2 марта 2015 г.);

- Типовой учебной программы по истории России для студентов неисторических специальностей, подготовленной Историческим факультетом МГУ. Разработчики – д.и.н., профессор Е.П. Толмачев, к.и.н. доцент В.А. Сахаров и авторской программы по истории новейшего времени для направления подготовки «Журналистика», разработанной доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в г. Севастополе к.и.н. А.В. Мартынкиным.

 Рабочая программа разработана:

- доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе В.В. Хапаевым;

- доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе кандидатом философских наук А.В. Мартынкиным;

- старшим преподавателем кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе, кандидатом исторических наук М.Ю. Крапивенцевым.

Курс относится к общенаучному разделу базовой части ООП, он представляет собой систематическое изложение отечественной истории, начиная с древнейших времён (с процессов образования государства восточных славян) до этапа современных трансформационных процессов в Российской Федерации; а также истории стран Европы и Америки от окончания I Мировой войны до наших дней.  В основе курса – идея единства мировой цивилизации, проявляющегося в государственном, хозяйственном и культурном строительстве на разных этапах человеческой истории.  Данный курс опирается на базовые знания, приобретённые студентом в средней школе, и обеспечивает надлежащий уровень общегуманитарной подготовки будущего выпускника-бакалавра.

Цель курса: в результате изучения данного курса студент должен  получить:

а) комплексное углубленное представление о ходе исторического процесса и основных этапах развития России, особенностях становления политической системы, экономики, а также культурного потенциала народов России;

б) базовый набор теоретических и фактических знаний по истории зарубежных стран в новейшее время.

Задачи курса:

- раскрыв всю сложность исторических процессов, происходивших в России, показать оригинальные черты российской цивилизации;

- продемонстрировать роль и место России в мировой истории;

- дать представления студентам о социально-экономическом развитии и политической истории стран Европы и Америки в новейшее время, особенностях политического строя в различных странах Европы, развитии науки и культуры западных стран в XX веке;

- расширить кругозор и общую эрудицию студентов;

- привить студентам вкус к гуманитарным исследованиям.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

  1. особенности и закономерности исторического развития России,

  2. ход политического, экономического и культурного строительства России на протяжении веков,

  3. историю формирования цивилизационного своеобразия страны,

  4. место и роль России в мировой цивилизации.

  5. закономерности и особенности исторического процесса в странах Европы и Америки в новейшее время;

  6. важнейшие достижения западной культуры в новейшее время.


Уметь:

    1. сопоставлять российскую цивилизационную модель с другими цивилизациями,

    2. выявлять традиционные для России черты её исторического развития,

    3. оценивать влияние этих черт на трансформационные процессы, происходившие в России в прошлом и реализующиеся в наше время.

  1. Характеризовать любой период в истории стран Европы и Америки в новейшее время;

  2. Работать с исторической картой, разными видами источников.


Владеть:

    1. основами знаний по истории России, стран Европы и Америки в новейшее время;

    2. навыками применения полученных знаний в сфере своей профессиональной деятельности.


Рабочая программа составлена на основе:

- образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Филология» (далее по тексту ОС МГУ);

- Положения о рабочей учебной программе дисциплины высшего профессионального образования (квалификаций «бакалавр» и «магистр»), утвержденного Методическим советом Филиала МГУ в г. Севастополе (протокол № 4 от 2 марта 2012 г.);

- Типовой учебной программы по истории России для студентов неисторических специальностей, подготовленной Историческим факультетом МГУ. Разработчики – д.и.н., профессор Е.П. Толмачев, к.и.н. доцент В.А. Сахаров.

Рабочая программа разработана:

- доцентом кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе кандидатом исторических наук В.В. Хапаевым;

- старшим преподавателем кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ в городе Севастополе, кандидатом исторических наук М.Ю. Крапивенцевым.


Курс относится к общеобразовательному блоку базовой части ООП, он представляет собой систематическое изложение истории России, начиная с древнейших времён (с процессов образования государства восточных славян) до этапа современных трансформационных процессов в Российской Федерации. В основе курса – идея единства цивилизационного своеобразия России как исторически складывающейся целостности и ее интегрированности в мировую цивилизацию, проявляющегося в государственном, хозяйственном и культурном строительстве на разных этапах развития.  Данный курс опирается на базовые знания, приобретённые студентом в средней школе, и обеспечивает надлежащий уровень общегуманитарной подготовки будущего выпускника-бакалавра.

Цель курса: в результате изучения данного курса студент должен  получить комплексное углубленное представление о ходе исторического процесса и основных этапах развития России, особенностях становления политической системы, экономики, а также культурного потенциала народов России.

Задачи курса:

- раскрыв всю сложность исторических процессов, происходивших в России, показать оригинальные черты российской цивилизации;

- продемонстрировать роль и место России в мировой истории;

- расширить кругозор и общую эрудицию студентов;

- привить студентам вкус к гуманитарным исследованиям.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1. особенности и закономерности исторического развития России,

  2. ход политического, экономического и культурного строительства России на протяжении веков,

  3. историю формировании цивилизационного своеобразия страны,

  4. место и роль России в мировой цивилизации.

     

    Уметь:

    1. сопоставлять российскую цивилизационную модель с другими цивилизациями,

    2. выявлять традиционные для России черты её исторического развития,

    3. оценивать влияние этих черт на трансформационные процессы, происходившие в России в прошлом и реализующиеся в наше время.


Владеть:

    1. основами знаний по истории России;

    2. навыками применения полученных знаний в сфере своей профессиональной деятельности.


Дисциплина относится к вариативной части ООП и входит в число дисциплин по выбору студента. Курс «История Крыма» является дополнением к курсу истории России. Данный курс позволяет студентам в процессе его изучения лучше понять исторические процессы в их смысловом многообразии и применить навыки их максимально всестороннего системного изучения.

Основная цель курса «История Крыма» — дать целостное представление об истории развития Крымского полуострова с древнейших времен до воссоединения Крыма с Россией в 2014 г.; рассмотреть историю полуострова в рамках основных направлений: социально-экономическое развитие, политическая история, культура в контексте отечественной и мировой истории.

 Задачи курса:

1.       Выявить и раскрыть основные особенности развития Крыма в контексте  всемирно-исторического процесса.

2.       Сформировать цельное видение сложного и многообразного исторического процесса на примере истории Крыма в рамках мировой истории.

3.       Обеспечить большую эффективность усвоения учебного материала по другим гуманитарным курсам за счет сравнительно-исторического подхода, позволяющего  раскрыть исторический материал курса в контексте общемировой истории и культуры.

 Последовательность изучения основных тем учебного курса «История Крыма» согласуется с поставленными целями, а также с необходимостью углублённого взгляда на исторический процесс. Большое внимание в курсе уделено вопросам роли Крыма в истории Руси и России с IX в. по настоящее время.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
  • способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

  1. Роль пространства в историческом процессе.

  2. Значение погодно-климатических факторов в историческом процессе в древности.

  3. Основы истории географической науки в древности.

  4. Изменение политической карты Древнего мира с V тысячелетия до н.э. по V в.н.э.

  5. Характер и степень антропогенного воздействия на природу в античности.

 

Уметь:

  1. Характеризовать роль природных факторов в историческом процессе.

  2. Составлять историко-географические обзоры.

  3. Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине.

 

Владеть:

- общепрофессиональными знаниями теории и методов историко-географических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историко-географическую информацию.


Дисциплина «История средних веков» относится к базовой части ООП и входит в Профессиональный цикл. Логически и содержательно-методически продолжает дисциплину «История Древнего мира». При освоении данной дисциплины обучающийся уже владеет фундаментальными знаниями по истории Первобытного общества, Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, а также знаком с основами Этнологии и Археологии; умеет подготовить исследовательский текст, проводить его презентацию, вести дискуссию и защищать представленную работу, владеет нормами русского литературного языка, терминологией специальности, первичными навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет, первичными навыками обобщения и систематизации научной информации. Освоение дисциплины «История средних веков» необходимо для дальнейшего профессионального обучения по направлению «История», являясь фундаментальной частью образовательного процесса. Предшествует модулю дисциплин «Новая и новейшая история». Курс органически связан с модулем дисциплин «История России (до ХIХ века)», что обеспечивает полное представление о всемирном историческом процессе.

Целями освоения дисциплины История средних веков являются: предоставление знаний по фундаментальной отрасли исторической науки, направленное на подготовку работника высокой квалификации, способного творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности и осознающего социальную значимость своей профессии; формирование понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества; формирование методологических навыков научных исследований в профессиональной области; обеспечение знаний для обладания универсальными и профессиональными компетенциями.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

    • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
    • владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);
    • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
    • способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин учебного плана (ПК-1);
    • способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
    • знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК-3);
    • способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7);
    • способность к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи и т.п.) (ПК-13);
    • способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма (ПК-14).

Дисциплина «История Азии и Африки» входит в состав базовой части ООП по направлению подготовки «История». Данная дисциплина продолжает цикл обучения по курсу истории стран Востока и является логическим и содержательно-методическим продолжением освоения предшествующих курсов: «Археология», «Этнология и социальная антропология», «История Востока». Дисциплина «История стран Азии и Африки» содержательно и методологически интегрируется с курсами: «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Источниковедение» и «История исторической науки», составляющих базовую часть основной образовательной программы.

Изучение курса «История Азии и Африки» базируется на знании студентом школьного курса истории, на наличии у него навыков использования основ профессиональной лексики историка, включая владение историческими терминами и понятиями, основными историческими концепциями, полученными при изучении предшествующих курсов, предусмотренных программой, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов сети Интернет и др. Приступающий к изучению дисциплины «История древнего мира» должен уметь читать литературу на иностранном (английском) языке.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «История Азии и Африки», необходимы для дальнейшего профессионального обучения по направлению «История».

Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории стран Азии и Африки.

Задачи курса:

  1. Познакомить студентов с основным кругом источников по истории стран Азии и Африки.

  2. Познакомить студентов с историографией истории стран Азии и Африки.

  3. Дать представление о методологических основах изучения истории стран Азии и Африки.

  4. Познакомить студентов с ходом исторического процесса в странах Азии и Африки (по направлениям: социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, общественная мысль и общественные движения, культура).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
  • владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);
  • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
  • способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин учебного плана (ПК-1);
  • способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
  • знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК - 3);
  • способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7).


Дисциплина по выбору «История Крымской войны» углубляет и расширяет знания студентов в области Отечественной истории XIX – начала ХХ веков и Истории стран Европы и Америки 1600-1918 гг.

Цель курса – обучить студентов базовому набору теоретических и фактических знаний по истории Крымской (Восточной) войны 1953-1956 годов.

Задачи курса:

1.1. Получение студентами следующих знаний:

а) о причинах и предпосылках Крымской войны;

б) об экономическом и политическом положении государств – участников Крымской войны накануне ее начала и в ходе боевых действий;

в) о ходе боевых действий на всех фронтах: Дунайском, Кавказском, Крымском;

г) о морских сражениях на Черном море, на Балтике и на Тихом океане;

д) о ходе обороны Севастополя 1854-1855 г.г.;

е) о главных действующих лицах войны: Николае I и Александре II, Наполеоне III, Г.-Д. Пальмерстоне, А.С. Меншикове и М.Д. Горчакове, Ф.-Д. Раглане и А.-Ж. Сент-Арно, Ж.-Ж. Пелисье и Д. Симпсоне;

ж) о руководителях обороны Севастополя: В.А. Корнилове, П.С. Нахимове, В.И. Истомине, Э.И. Тотлебене; В.И. Васильчикове; Ф.М. Новосильском;

з) об окончании и итогах войны, ее всемирно-историческом значении, условиях Парижского мира 1856 г.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
  • способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 7).

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

  1. Внешнюю политику России в отношении европейских держав и Османской империи в первой половине XIX в., накануне и входе Крымской войны. Политику европейских держав в отношении России.

  2. Ход боевых действий на сухопутных театрах.

  3. Ход боевых действий на морских театрах.

  4. Ход I героической обороны Севастополя.

  5. Итоги и уроки Крымской войны.

 

Уметь:

  1. Выявлять причинно-следственные связи военных и дипломатических событий, связанных с Крымской войной.

  2. Определять исторические последствия Крымской войны для каждой из участвовавших в ней сторон.

Владеть:

- общепрофессиональными знаниями теории и методов военно-исторических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую военно-историческую информацию.


Курс относится к вариативной части ООП и является спецкурсом по выбору студента. При изучении палеографии студенты опираются на знания, полученные в ходе изучения курсов «История России», «Старославянский язык».

Цель курса:

- формирование у студента системного знания о палеографии как синтетической (историко-филологической) вспомогательной исторической дисциплины как неотъемлемой части гуманитарного знания.

           

           Задачи курса:

Привить студентам следующие знания и умения:

- системные знания о методах вспомогательных палеографии в изучении исторических источников в системе современного гуманитарного знания;

- применять методы палеографии для атрибуции исторических источников: установления авторства, времени и места их создания, подлинности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);
  • знание основных этапов развития цивилизации; представление о различных  культурах и религиях, о процессе формирования культурных традиций, ценностей и норм, методах эффективной межкультурной коммуникации; способность использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала и решения задач профессиональной деятельности (ОНК-5);
  • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

  1. Основные этапы развития глаголической и кириллической письменности.

  2. Приемы и методы датировки письменных источников по палеографическим признакам.

     

    Уметь:

  1. Критически подходить к содержанию источников, учебной, научно-популярной и научной литературы по дисциплине

  2. Осуществлять комплексный палеографический анализ письменных источников, написанных кириллицей.

     

     

    Владеть:

  1. Навыками внешней критики письменных источников;
  2. Навыками применения полученных знаний в сфере своей профессиональной деятельности.