Основной феномен, изучаемый консультативной психологией, — процесс психологического консультирования. Изучению данного феномена посвящен курс «Основы консультативной психологии». Профессиональная подготовка психолога-консультанта — длительный и непростой процесс. Она должна включать базовое психологическое образование, продолжительную клиентскую практику, консультативную практику под наблюдением специалиста, значительный опыт супервизии (наблюдения за работой профессионального психолога), а затем — долгие годы кропотливого труда. Необходимый компонент этой подготовки — отработка специальных навыков и приемов деятельности психолога-консультанта. Во многом отработке указанных навыков посвящён курс «Основы консультативной психологии».

            Семинары будут способствовать формированию профессионально важных качеств будущего специалиста, наличие которых предполагает соблюдение этических норм, владение коммуникативными навыками, технологиями осуществления процесса консультирования (техниками и приемами).

            Целью данного курса является изучение феномена психологического консультирования как специально организованного процесса общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможнстей выхода из трудной жизненной ситуации.         

            Задачи курса:

1. Исследовать суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обратившимся за помощью и человеком, её оказывающим.

2. Изучить личностные черты, установки, знания и умения, которыми должен обладать консультант.

3. Научить студентов выявлять и определять внутренние силы и резервы клиента, которые могут быть актуализированы в процессе консультирования.

4. Научить студентов анализировать особенности ситуации, сложившейся  жизни клиента и предъявляющей особые требования к процессу консультирования.

5. Развить в студентах умение выбирать и разрабатывать приёмы и техники, которые могут быть используемы в процессе психологического консультирования.


Целью курса является формирование у обучающихся системы знаний теории деловых коммуникаций, развитие навыков эффективных коммуникаций. В рамках курса рассматриваются психологические основы деловой беседы, телефонных переговоров, публичных выступлений, переговоров, работы с документами. Данный курс основывается на знаниях по таким базовым курсам по направлению подготовки 37.03.01 - "Психология", как: общая психология, введение в профессию, профессиональная этика.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

·  теоретические основы делового коммуникационного процесса;

·  методы подготовки к публичным выступлениям и переговорам;

·  принципы проведения телефонных переговоров;

·  основы составления служебных документов.
Уметь:

·  разбираться в особенностях делового общения по горизонтали и вертикали;

·  вести деловые переговоры;

·  анализировать и разрешать проблемные ситуации и конфликты в сфере деловой коммуникации;

·  эффективно применять знания теории и методики речевой коммуникации при подготовке и произнесении речи, а также при участии в различных видах межличностного и делового общения.

Владеть:

· профессиональными навыками  в области эффективных деловых коммуникаций;

·  навыками конструктивного делового общения;    

·  навыками анализа и разрешения деловых конфликтов.

Иметь опыт:

·  в решении стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.


Целью курса является развитие у обучающихся представлений о механизмах психической самоорганизации (ПС) и способах саморегуляции (ПСР) функционального состояния человека. На базе усвоенного знания о функциональном состоянии как психологической реальности и объекте исследований сформировать систему знаний и навыков в области психологической самоорганизации и саморегуляции. Обучить способам психологической самоорганизации и методам саморегуляции функциональных состояний активности и процессов внутренней психической и внешней практической деятельности. Сформировать основы для практического освоения технологии психической самоорганизации.

Профессиональная этика раскрывает вопросы морального выбора в работе психолога. Обучающиеся осваивают то, каким образом, в условиях доверия клиента, пациента, психолог может оставаться справедливым и беспристрастным, сохранять безоценочность. Эффективная деятельность психолога не возможна без знания принципов профессиональной этики психолога, профессиональных рисков в деятельности психолога, знания этических проблем, этических вопросов в работе клинического психолога, моральных проблем и основ поведения в данных ситуациях. Важным элементом профессиональной этики психолога является этика исследования в области психологии. Несомненно, важным представляется вопрос имиджа и делового этикета психолога.

Целями освоения дисциплины «Профессиональная этика» являются:

- обеспечение ориентировки в психологическом содержании профессиональной деятельности с точки зрения ее этического наполнения в профессиях и специальностях психологического профиля;

- преодоление дефицита информации по основам должного профессионального поведения в будущей профессиональной деятельности;

- усвоение базовых понятий этики и профессиональной этики;

- ознакомление с принципами разработки упражнений по формированию навыков профессиональной культуры.

Задачи курса:

- освоить принципы профессиональной этики психолога;

- изучить профессиональные риски психолога в работе;

- изучить этические проблемы в работе клинического психолога;

- освоить этические принципы организации и проведения исследования в области психологии;

- рассмотреть вопрос имиджа и этикета психолога.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: этические основы профессиональной деятельности психолога.

Уметь: применять этические принципы при организации и реализации профессиональной деятельности.

Владеть: этикетом и культурными формами профессионального общения.

Иметь опыт: интерпретации деятельности психолога с точки зрения профессиональной этики.