1.Цели и задачи учебной дисциплины.

 

Цель преподавания дисциплины: получение общих и специальных знаний об общих и региональных особенностях и проблемах развития населения как интегрального объекта изучения в географии, выработка методических и практических навыков анализа факторов, процессов и тенденций развития и территориальной организации населения в России и мире.

 

Задачи изучения дисциплины:

- познакомить студентов с историей изучения населения в географии, спецификой  географического подхода к изучению населения мира, страны;

- познакомить с понятийно-терминологическим аппаратом, применяемым при анализе территориальной организации населения, его структуре и качестве;

- дать представления о причинах и характере демографического перехода, о его специфике в разных странах и регионах;

- дать базовые представления об этнических общностях и этнических процессах, о их специфике в разных странах и регионах, о сущности  и типах этнических конфликтов;

- дать представления о причинах и характере миграций населения, их влиянии на состав и размещение населения;

- дать представление  о рынке труда и занятости населения, о безработице и ее территориальной специфике;

- познакомить с общими принципами и закономерностями расселения людей,  спецификой сельского и городского населения;

- привить студентам навыки географического изучения населения,

- ознакомить с основными трендами в изучении изменения структуры населения в ХХI веке.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

1. Цель и задачи освоения дисциплины.

 

Цель курса – сформировать основы знаний и научить принципам и методам оценки воздействия различных типов хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. 

 

Основные задачи дисциплины:

    - дать представление о целях проведения оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС);

    - ознакомить с типами и видами хозяйственной и иной деятельности, оказывающими влияние на окружающую природную среду;

    - дать представление о принципах и системах оценок и нормирования состояния эко- и геосистем (ландшафтов) и их компонентов, в том числе с оценкой экологических рисков и экологических ущербов;

   -  ознакомить с типами и видами воздействия хозяйственной деятельности на ландшафты и основными закономерностями пространственно-временной организации зон антропогенного воздействия;

   -  научить методам и практическим приемам ОВОС, в том числе инженерно-географическим, инженерно-геологическим изысканиям;

   -  сформировать представление о правилах и процедурах экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности на стадиях: а) заявление о намерениях, б) технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиций, в) ТЭО проекта с учетом возможного воздействия на здоровье населения и социально-экономических последствий;

   -  ознакомить с содержанием разделов ОВОС (состав итоговых материалов и документов, представляемых на Государственную экологическую экспертизу) в хозяйственных проектах;

   - дать представление о международной практике в области оценки воздействия на  ОС.