Курс физической химии рассчитан на один семестр. Программный материал дается на лекциях, семинарах,  и, самое главное, прорабатывается в ходе самостоятельной работы. От того, насколько студент сумеет правильно подготовиться к лекциям и семинарам, будет зависеть итоговый результат.

На семинарах студенты закрепляют и углубляют полученный на лекции материал, решая задачи и обсуждая наиболее трудно усваиваемые вопросы.

В ней излагаются фундаментальные основы учения о направленности и закономерностях протекания химических процессов и фазовых превращений, сведения об экспериментальных и теоретических методах исследования, базируясь на которых становится возможным дать количественное описание процессов, сопровождающихся изменением физического состояния и химического состава в системах различной сложности.

Физическая химия рассматривает общие закономерности химических превращений на основе физических процессов, происходящих с микрочастицами (атомами, молекулами, ионами, наночастицами) и сопровождающих их энергетических эффектов. При этом широко используются теоретические представления, экспериментальные методы, логический и математический аппарат физики. Отсюда вытекает возможность математического описания, расчета и предсказания протекания процессов (например, возможность количественно рассчитать энергетический эффект процесса, скорость реакции, предел протекания реакции до установления равновесия и пр.).

Лекции по курсу “Физическая химия” читаются студентам 3 курса физического факультета как дисциплина общей профессиональной подготовки. Теоретический курс заканчивается дифференцированным зачетом (с оценкой).


Дисциплина «ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ» входит в модуль дисциплин «Методы географических исследований» по направлению подготовки 05.03.02 «География» и включает в себя практические исследования по общей химии рассчитан на два семестра. Программный материал дается на лекциях химии, семинарах,  и, самое главное, прорабатывается в ходе самостоятельной работы. От того, насколько студент сумеет правильно подготовиться к лекциям, семинарам и другим занятиям, будет зависеть итоговый результат. Следует помнить, что знания химии будут полезны как в учебе, так и в будущей работе.

Изучение дисциплины основывается на знаниях,  навыках и умениях,  приобретенных в результате освоения химии,  физики и математики в средней школе. Успешному освоению дисциплины сопутствует параллельное изучение физики и математики как базовых естественнонаучных дисциплин.

Основная цель курсаознакомить студентов с главными положениями химических исследований для получения оптимальной информации о состоянии окружающей среды и методов исследования в области химии.

Задачи  изучения дисциплины:

  1. Дать представление об основах строения атома, причинах образования молекул, существования веществ в различных состояниях.
  2. Познакомить студентов со строением и предсказательными возможностями Периодической таблицы Менделеева
  3. Познакомить студентов с диаграммами состояния веществ и термодинамическими функциями. Научить определять термодинамическую возможность протекания различных химических процессов.
  4. Показать влияние химической кинетики, механизмов химических реакций, присутствия катализаторов на скорости взаимодействия веществ.
  5. Дать представление об основных формах существования веществ, методах их изучения.
  6. Показать практическую важность изучения реакций в водной фазе, влияния концентрации ионов водорода на равновесные процессы.
  7. Привить студентам основные навыки работы в химической лаборатории.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в блок «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» базовой части ОПОП ВО по направлению «Журналистика»

БЖД — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях; составная часть системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.

Основная цель  формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Задачи курса вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми:

-       для создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций, комфортной среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

-       идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного, антропогенного происхождения;

-       разработки и реализации мер защиты человека и территорий от негативных воздействий;

-       принятия мер по защите персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

-       прогнозирования развития негативных воздействий и оценки их последствий;

-       решения проблем в новых и нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях, в том числе в чрезвычайных ситуациях, с учетом социальной и этнической ответственности за принимаемые решения;

-       формирования личностных установок на поведение, готовность применять свои знания, ценностные ориентации и опыт в проблемных ситуациях и ситуациях, требующих выбора.


Дисциплина "Окружающая среда и здоровье человека" носит интегрально-прикладной характер. Наряду с лекционными и семинарскими занятиями слушатели приобретают конкретный опыт проведения медико-экологической оценки территории, изучают методы и практические приемы оценки воздействия среды на здоровья человека в процессе подготовки медико-экологического паспорта региона. Паспорт региона - это комплексная экологическая и медико-географическая оценка территории, получаемая на основе анализа картографических, литературных и фондовых кафедральных материалов, а также официальных данных медицинской статистики.