"Ландшафтоведение", курс.Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть, модуль «Землеведение».

 «Ландшафтоведение» – один из немногих синтезирующих курсов среди изучаемых в университете географических дисциплин первого года обучения. Его по-настоящему университетский, интегральный характер обусловлен сопряженным использованием физико-географических, экологических, социально-экологических, эколого-экономических и историко-культурологических научных основ. Курс нуждается в предварительном изучении студентами подстилающих отраслевых дисциплин как  естественнонаучного так и, общественнонаучного направления: таких как землеведение, топография, геоморфология, география почв, гидрология, биогеография, климатология с основами метеорологии, основ социально-экономической географии  и др.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для приобретения знаний в следующих научно-практических направлениях: теория и практика культурного ландшафтного строительства, оценка природных условий и ресурсов для целей рационального природопользования, ландшафтно-экологическая экспертиза хозяйственных проектов, ландшафтное планирование, ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн, и другие.

1.Целью изучения дисциплины «Ландшафтоведение» является освоение научно-методических основ и прикладных аспектов ландшафтной географии и ландшафтной экологии. Формирование у студентов геосистемных представлений о единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среде человечества; утверждение геоэкологического мировидения и высокой ответственности социума за судьбы земной природы.

 

2. Задачи изучения дисциплины . Дисциплина предусматривает изучение:

– эволюции ландшафтно-экологической научной мысли;

– концептуальных основ ландшафтоведения в рамках геосистемной парадигмы;

– вертикальной и горизонтальной структуры ландшафтов;

– иерархического устройства и полиструктурности ландшафтной оболочки;

– генезиса, эволюции, функционирования и динамики природных геосистем;

– факторов и механизмов формирования антропогенных ландшафтов;

– структуры и функционирования сельскохозяйственных, лесохозяйственных, городских, промышленных и рекреационных ландшафтов;

– ландшафтно-экологических принципов и методов рационального природопользования, охраны природы, территориального ландшафтного планирования и проектирования культурных ландшафтов.

Теоретические знания подтверждаются учебными полевыми занятиями в течение второго семестра и летней полевой практикой по ландшафтоведению в рамках общегеографических практик после 2 семестра обучения.


Дисциплина «Социально-экономическая география мира» входит в блок «Общепрофессиональных дисциплины» базовой части ООП. Данная дисциплина включена в модуль «Социально-экономическая география».

Для географической науки изучение социально-экономической географии мира имеет исключительно важное и многоаспектное значение. Подходы и методы, использующиеся в социально-экономической географии,  являются основой для локальных, региональных и глобальных  тематических исследований, проектирования,  экспертиз, научных и прикладных задач. Предмет изучения социально-экономической географии, как системы общественных наук в географии – территориальная организация общества, ее законы и закономерности. В настоящее время складывается как система общественных наук, куда входят экономическая, социальная, политическая, рекреационная, культурная и другие гетерогенные направления географии. В центре изучения - человек, общество и их взаимоотношения со средой (в триаде природа-общество-хозяйство). Социально-экономическая география тесно связана с современными теориями экоразвития (коэволюции, коадаптации, рационального природопользования, устойчивого развития и других). Поэтому для усвоения данной дисциплины необходимо владеть базовыми компетенциями, основанными на знании общих основ географии, математики и истории.

Освоение дисциплины «Социально-экономическая география мира», необходимо в качестве предшествующей для всех дисциплин, оперирующих пространственно распределенной информацией, связанной  с человеком, обществом и его развитием,  а также для понимания основ взаимодействия общества и природы на локальном, региональном и глобальном уровнях,  в том числе,-  для прохождения учебных и производственных практик.

1. Целью освоения дисциплины «Социально-экономическая география мира» является:

 -  ознакомление и формирование у студентов целостной, концептуальной основы базовых знаний о географической картине мира  на основе пространственной, экономической и социальной парадигмы, как основы развития отечественной социально-экономической географии.

2. Задачи изучения дисциплины:

- дать общее представление об экономической и социальной географии в системе                        географических и общественных наук;

- ознакомить с основными этапами  развития социально-экономической географии, ее                  современными направлениями  и методами исследования;

- познакомить с основным понятийно-терминологическим аппаратом социально-экономической географии:

- дать представление о сущности территориальной организации общества и  его универсальных закономерностях;

-  дать представление о методах регионального управления;

- выработать методические и практические навыки анализа территориальной организации общества и его подсистем на различных территориальных уровнях;

- сформировать представление о пространственной, экономической и социальной                      парадигмах как концептуальных основах экономической и социальной географии;

- рассмотреть экономико-географический аспекты глобальных проблем современности;

- рассмотреть экономико-географические аспекты развития СНГ, России и Украины, Крыма, Севастополя.

3. Для усвоения базовых знаний по социально-экономической географии мира необходимо усвоить следующие дисциплины: «Высшая математика», «История», «Землеведение» и компонентных физико-географических дисциплин.   В свою очередь, освоение данной дисциплины необходимо для изучения таких курсов базовой части профессионального цикла, как «География населения с основами демографии», «Экономическая и социальная география России», других, а   также для прохождения учебных и производственной практики.